Моделирование – это исследовательский приём, основанный на подмене оригинала его автономным аналогом – моделью, которую можно трактовать как схему конструирования элементов. Модель в качестве определенного множества состоит из подмножеств, также имеющих свой принцип организации. На вопрос, каким образом упорядочиваются эти структуры, как проявляются существенные характеристики единиц, в том числе и языковых, отвечает процесс моделирования. Предполагается, что модель исходно должна иметь HDRI карты, подобные свойствам оригинала. Если говорить о соотношении оригинала и модели, то, по мысли Г.П. Мельникова, последняя дает дополнительную, к уже имеющейся, информацию об оригинале. При этом «модель тем лучше выполняет свою функцию, чем сильнее она отличается от своего оригинала»: модель эксплицирует только необходимые для текущего исследования свойства объекта, но игнорирует все его остальные характеристики.
Наиболее общей закономерностью языковых категорий является их моделирование на уровне концептуализации. Поскольку модальные сущности формируются в эпистемическом пространстве, концептуальное моделирование модальности можно осуществить с помощью теории возможных миров – ментальных моделей существующего или воображаемого миров. Возможные миры представляются в виде фрактала, состоящего из однородных объектов с разными свойствами.
С учетом теории возможных миров модальность интерпретируется нами в качестве когнитивной способности субъекта структурировать действительность в пропозицию языковых единиц и определяется взаимодействием следующих дихотомических системообразующих параметров:
- реальность/потенциальность,
- дескриптивность/креативность,
- вероятность/волитивность.
В основу концептуального моделирования категории модальности нами положены основные когнитивные принципы ее интерпретации, сформулированные А.В. Зеленщиковым и нашедшие развитие в нашем исследовании.
Признак реальности репрезентирует существование объекта действительного мира в прошлом, настоящем или будущем с точки зрения говорящего. Под действительным миром следует подразумевать не окружающую действительность, а только один их возможных миров, включенный в систему знаний говорящего субъекта. Потенциальность подразумевает любой возможный мир, который известен говорящему и который имеет отличительные признаки от действительного мира. Признак реальности имеют модальные единицы со значением простой и категорической достоверности. Потенциальность передают единицы со значением волеизъявления (императивы, оптативы, показатели необходимости), вероятности (операторы возможности, проблематической достоверности).
Дескриптивность представляет возможные миры как континуум. Креативность обусловливается тем, что говорящий, находящийся в действительном мире, создает положение дел, присущее другому миру. Это значит, что в креативной системе множество возможных миров, соответствующее множеству ментальных состояний говорящего, оказывается прерывистым. В языке дескриптивными являются модальные единицы со значением вероятности – проблематической, простой, категорической достоверности, возможности. Параметром креативности характеризуются показатели волеизъявления – императивы, оптативы, операторы необходимости.
Оппозиция вероятность/волитивность предопределяет статус модальных единиц относительно всех иных возможных миров: вероятность относит высказывание к одному из возможных миров, отличных от действительного; волитивность показывает принадлежность высказывания к нескольким возможным мирам.