Траки от танков вов фото

Траки от танков вов фото

Многие из моих знакомых моделистов-теоретиков отличаются способностью постоянно докучать всем, кто занимается изысканием материалов для написания разных книжек и статей, такими вопросами о тонкостях в конструкции того пли иного танка, что просто дину даешься. Самое интересное, что большинству из них это не сильно надо, как говорят в Одессе. Им "просто интересно", чтобы при случае ‘ беседу поддержать", похвастаться перед себе подобными и помечтать о той "навернутой" новинке, что они соберут когда-нибудь <и, конечно, получат за нее самый крутой первый приз и бешеные деньги),

Правда, в последнее время по номенклатуре вопросов от них не отстают и практики, что постоянно "пережевывают пластик", перепиливая и склеивая какие-то изделия, что в тридцать пять раз меньше оригинала. Их вопросы, конечно, несколько более конкретны и не столь заковыристы по стилю, как у "теоретиков", но часто куда более сложны ввиду нехватки фактического материала.

Ну а поскольку и те, и другие активно интересуются Т-34, нетрудно догадаться, что большинство вопросов, задаваемых всеми, касаются именно этой боевой машины. Вопросов накопилось столько, что впору открывать специальную рубрику, что-нибудь вроде Клуб Т-34 <па манер "аэродромной техники сороковых", что вел в М-Хабби Коля Поликарпов, окже — дядюшка По"). И вести эту рубрику в каком-либо периодическом издании все последующие годы.

И СЕГОДНЯ МНЕ ХОЧЕТСЯ Поговорить с нами о траках Т-34, что изготавливались и применялись в ГОДЫ войны. Сразу оговорюсь — речь в статье пойдет только о тех траках, что были официально приняты приказами НКТП в те годы. Чертежи на траки Т-34 всех разновидностей мне добыть не удалось и потому привожу только рисунки, восстановленные с фотографий.

Изначально траки Т-34 были подобны по конструкции тракам их предшественников — БТ-7 — Л-20 и лишь незначительно отличались от них. Они имели ширину 550 мм (отнюдь не 500, как пишут некоторые иностранные авторы) и состояли из штампованного основания с грунтозацепами на лицевой стороне и изогнутой рабочей поверхностью на изнаночной. Рабочие траки имели гребень для зацепления с ведущим колесом, который первоначально приваривался к штампованному «башмаку». Между собой траки соединялись двумя полупальцами, которые фиксировались в своих гнездах при помощи винтов (с осени 1940 г. — шплинтов, или клиньев). Лицевая сторона трака между грунтозацепами была гладкой, что приводило к плохой проходимости танка в грязи и в снегу но сравнению с траками T-26, например. То, что считалось нормальным для десяти-пятнадпатитонной машины, мало подходило почти вдвое более тяжелой.

Недостаточную эффективность траков на мягких и раскисших грунтах, а также по льду и снегу предполагалось скомпенсировать установкой на них дополнительных шпор. В соответствии с приказом Наркома, гладкий штампованный трак с приварным гребнем был принят к валовому производству в марте 1940 г, и почти без изменений выпускался на ХТЗ до осени. «Наклепать» их успели довольно много и большое количество в виде готовой продукции или полуфабрикатов вывезли при эвакуации па Восток в Нижний Тагил и Челябинск.

Произошло это потому, что с сентября 1940 г. приказом по Наркомату для Т-34 вводился трак с более развитой рабочей поверхностью и измененной шпорой. А поскольку уже произведенные гладкие траки не подлежали доработке, их штампованные башмаки складировали, чтобы потом отправить па переработку. Скопившиеся таким образом осенние запасы были реализованы в 1942 г., когда «гладкие» траки, в условиях тотального дефицита запчастей, с разрешения наркома отправлялись на фронт в ремонтные подразделения.

В октябре-ноябре 1940 г. вместо трака с приварным гребнем в производство пошел цельноштамповашгый трак, разработанный специально для массового выпуска па Мариупольском заводе, а позже и цельнолитой трак. Внешне трак почти полностью повторил своего предшественника, но был более прост и прочен на разрыв. Однако производился он недолго, так как вскоре ввиду недостатка прессового оборудования, он был повсеместно заменен литым.

Впервые литой трак для Т-34 был внедрен в производство еще в сентябре 1940 г. Так как литые детали отличались меньшей прочности.го на разрыв, форма трака была немного видоизменена. Во-первых, на 3-5 (до 8) мм но сравнению со штампованными траками была увеличена его толщина и на 8-15 мм — высота грунтозацепов. В центральной части рабочего трака (где имелась впадина от гребня) для предотвращения намерзания во впадине в зимнее время: «шишек» из снега и льда, а также для лучшего сцепления с почвой добавили небольшую гребенку из двух дополнительных зубьев. В таком виде траки ограниченно пошли на танки Т-34 полуторной серии (с октября 1940 г.) и второй серии [с середины декабря 1940 г.). Большая часть литых траков шла на комплектование машин, выпущенных Сталинградским Тракторным Заводом (СТЗ), так как в Сталинграде штампов не хватало и ранее и их литье освоили в первую голову. Литые т раки 194(1 г, были очень неплохими и отличались от штампованных, в основном, большей массой и более грубой поверхностью.

Проектные работы и подготовка к массовому производству тапка А-43 (Т-34 капитальной модернизации), проводимые весной 1941 г., привели к тому, что траки последнего, имевшие ширину 450 мм (вместо 550 мм у Т-34), испытанные на Т-34, показали хорошую эффективность, и к удивлению военных реальная проходимост ь тапка при применении более узких гусениц почти не уменьшилась.

Трак А-43 имел развитую опорную поверхность, большую прочность на разрыв и значительно меньшую массу. Кроме того, было отмечено, что конструкции гусеничных цепей второго варианта (в них для соединения с себе подобными использовался один палец, крепящийся шплинтом) намного более удачна, чем таковых у Т-34 с точки зрения их боевой эксплуатации. Выпуск траков А-43 начался на ХТЗ с конца апреля 1941 г. и продолжался до конца лета (почти до начала эвакуации).

Читайте также:  Как звонить в вк с компьютера 2018

Летом 1941 г. по образцу 450-мм трака А-43 был создан и ограниченно производился 500-мм трак для Т-34. По начавшаяся эвакуация остановила сто производство в Харькове, однако будучи восстановлено на Кулебакском заводе, продолжалось там до весны 1943 г.

Поскольку в ходе войны 550-мм траков для Т-34 не хватало, а для неосвоенного промышленностью танка А-43 на складах их скопилось довольно много, 17 сентября 1941 г. Марком танковой промышленности отдал приказ о комплектовании танков Т-34 450-мм траками танка А-43 (Т 34м), Причем эти траки «дожили» в войсках по крайней мере до зимы 1941-42 гг., так как в феврале 1942 г, в переписке по НКТП проходит распоряжение о введении «сиегоходных плитц для улучшения проходимости танков Т-34. укомплектованных 450 и 500-мм траками». «Плитцы» или «плицы» представляли собой корытообразные расширители, крепившиеся к холостым тракам по установкам шпор (двумя болтами), увеличивали ширину опорной поверхности трака до 600-680 мм.


Однако применение плиц на танке массой более 30 т. оказалось невыгодным. Плицы ломались и не были столь эффективными, как на легких танках Т-60. Поэтому вскоре от их выпуска и применения отказались, а на снегу и жидкой грязи уширяли гусеницы следующим образом (повсеместно рекомендовано наркоматом зимой 1942/43 гт); Холостой трак смещали наружу на половину ширины, а образовывающийся промежуток закрывали половинкой трака |с введением «разрезных траков» такие половинки можно было найти без проблем). При этом эффективность гусеницы на снегу и жидкой грязи выросла без усложнения конструкции трака.

Сегодня пи для кого не секрет; что в 1941-42 гг. танков Т-34 было выпущено довольно много, но мало кто знает, что их отгрузка на фронт задерживалась в том числе из-за острого дефицита траков. 11апример, во 2-м квартале февраля 1942 г. УТЗ в Нижнем Тагиле смог о тгрузить всего 68% из общего количества выпущенных танков, так как остальные стояли «разутыми». Это привело к тому, что на производство траков были брошены все мало-мальски пригодные предприятия. Казалось бы — вот он, выход, по итог был плачевный. До половины траков, поставляемых непрофильными предприятиями, оказывались непригодными для эксплуатации из-за многочисленных нарушений технологического процесса. Траки лопались, пальцы деформировались и рвались, траки разных производителей упорно «не желали» стыковаться друг с другом, хотя и выпускались казалось бы по единым чертежам (кстати, подобная «петрушка» наблюдалась в это время и с траками танка Т-60).

С января по конец марта 1942 г. проблемой траков занималась служба Главного Конструктора НКТП под руководством С.А.Гинзбурга. Совместными усилиями ОГК НКТП с инженерами и технологами Мариупольского Завода им. Ильича, бывшего Харьковского Тракторного завода и Челябинского Кировского были разработаны два новых типа литых траков, для производства которых не требовалась высоколегированная дефицитная сталь. Помимо конструкции трака была также разработана технология отливки его групповым методом (подобно наборным тракам в современных пластиковых моделях). Это трудно переоценить, так как прежде каждый трак мог отливаться только в индивидуальные изложницы (или попарно).

Опорная поверхность трака получила рифление по Типу примененного на танках PzKpwi 111, КВ. Т-50 и А-43, Это приводило к большей прочности трака при почт и неизменившейся массе (трак получал множество ребер жесткости) и лучшему сцеплению трака с почвой. Несмотря на то, что изначально новый трак был спроектирован шириной 550 мм, его масса была сочтена излишней (Т-34 и так уже «тянул» на 3(1 т., против 25 т расчетных) и второй вариант трака был заужен в производстве до 500 мм. С весны-лета 1942 г. 500-мм трак с рифленой "вафельной» поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Осенью 1942 г. подключившийся к выпуску Т-34 Уралмашзавод, имевший хорошее куз-печно-прессовое оборудование, разработал свою конструкцию холостого трака, изготавливаемого ш тамповкой. Этот трак назывался «разрезным», так как состоял из двух полутраков, между которыми оставался промежуток. Впрочем, танки этими т раками сначала почти не комплектовались, так как к моменту его массового освоения (апрель-май 1943 г.), УЗТМ полностью был переключен на производство С А У. Так что большая часть этих "ранних разрезных» траков пошла на самоходные установки СУ-122 и СУ-85. И только отработанный в производстве СУ-85 «поздний разрезной» трак пошел в том числе и на танки.

Дальнейшее развитие трака Т-34 было произведено на заводе 174 в г. Омске. Именно здесь он был доведен до своего логического конца. Это же предприятие с 1943 Г. становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе. Траки омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми. Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков. Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

Последнее изменение конструкции траков Т-34 было внесено в начале 1945 г. дя унификации их у танков Т-34 и Т-44.

Читайте также:  Видеорегистратор без карты памяти

Однако па фотографиях танков Т-34 времен войны нередко встречаются траки, не описанные в документации НКТП. Поэтому настоящая статья не может претендовать на истину в последней инстанции.

Кроме того, автор просит не относиться к помещенным здесь изображениям т раков, как к строгим масштабным чертежам.

Во втором павильоне Центрального Музея Бронетанкового Вооружения и Техники в Кубинке Московской области есть интересный стенд с вариантами траков и опорных катков танков Т-34 разных лет и мест выпуска.
Мне показалось полезным выделить их описание в отдельную статью.
Дата съёмки — 25 марта 2017 года.

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Текст на табличке с исторической справкой о гусеничных траках Т-34 представляет собой сильно купированную и плохо распознанную (см. "цельноштамповашгый" во второй строке) статью Михаила Свирина «Лапти» для Т-34 из номера 2 за 2000 год журнала Полигон (закрылся, последний номер №2/2002 (11)).

"Изначально траки Т-34 были подобны по конструкции тракам их предшественников — БТ-7 — Л-20 и лишь незначительно отличались от них.

В октябре-ноябре 1940 г. вместо трака с приварным гребнем в производство пошел цельноштампованный трак, разработанный специально для массового выпуска па Мариупольском заводе, а позже и цельнолитой трак.
Внешне трак почти полностью повторил своего предшественника, но был более прост и прочен на разрыв.
Однако производился он недолго, так как вскоре ввиду недостатка прессового оборудования, он был повсеместно заменен литым.

Впервые литой трак для Т-34 был внедрен в производство еще в сентябре 1940 г.
Так как литые детали отличались меньшей прочностью на разрыв, форма трака была немного видоизменена.
Во-первых, на 3-5 (до 8) мм по сравнению со штампованными траками была увеличена его толщина и на 8-15 мм — высота грунтозацепов.
В центральной части рабочего трака (где имелась впадина от гребня) для предотвращения намерзания во впадине в зимнее время "шишек" из снега и льда, а также для лучшего сцепления с почвой, добавили небольшую гребенку из двух дополнительных зубьев.
В таком виде траки ограниченно пошли на танки Т-34 полуторной серии (с октября 1940 г.) и второй серии (с середины декабря 1940 г.).
Большая часть литых траков шла на комплектование машин выпущенных Сталинградским Тракторным Заводом (СТЗ).
Литые траки 1941 г, были очень неплохими и отличались от штампованных, в основном, большей массой и более грубой поверхностью.

С января по конец марта 1942 г. совместными усилиями ОГК НКТП с инженерами и технологами Мариупольского Завода им.Ильича, бывшего Харьковского Тракторного завода и Челябинского Кировского были разработаны два новых типа литых траков, для производства которых не требовалась высоколегированная дефицитная сталь.

Опорная поверхность трака получила рифление по типу применённого на танках КВ, Т-50 и А-43.
Это приводило к большей прочности трака при почти неизменившейся массе (трак получал множество ребер жесткости) и лучшему сцеплению трака с почвой.
Несмотря на то, что изначально новый трак был спроектирован шириной 550 мм, его масса была сочтена излишней (Т-34 и так уже "тянул" на 31 т., против 25 т расчетных) и второй вариант трака был заужен в производстве до 500 мм.
С весны-лета 1942 г. 500-мм трак с рифленой "вафельной" поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Осенью 1942 г. подключившийся к выпуску Т-34 Уралмашзавод, имевший хорошее кузнечно-прессовое оборудование, разработал свою конструкцию холостого трака, изготавливаемого штамповкой.
Этот трак назывался "разрезным", так как состоял из двух полутраков, между которыми оставался промежуток.
Впрочем, танки этими траками сначала почти не комплектовались, так как к моменту его массового освоения (апрель-май 1943 г.), УЗТМ полностью был переключен на производство САУ.
Так что большая часть этих "ранних разрезных" траков пошла на самоходные установки СУ-122 и СУ-85.
И только отработанный в производстве СУ-85 "поздний разрезной" трак пошел в том числе и на танки.

Дальнейшее развитие трака Т-34 было произведено на заводе 174 в г.Омске.
Именно здесь он был доведен до своего логического конца.
Это же предприятие с 1943 г. становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе.
Траки омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми.
Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков.
Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

Последнее изменение конструкции траков Т-34 было внесено в начале 1945 г. для унификации их у танков Т-34 и Т-44."
(Михаил Свирин. «Лапти» для Т-34)

03. Гусеничные траки.
Табличка описанием экспонатов.

04. Траки 1-4.
1. Трак без гребня. Выпуска осени 1941 г. Производства Сталинградского тракторного завода. Ширина трака — 550 мм.
2. Трак с гребнем. Выпуска осени 1941 г. Производства Сталинградского тракторного завода. Ширина трака — 550 мм.
3. Траки под опорные катки с внутренней амортизацией выпуска конец 1941 г. — первая половина 1942 г. Производства Сталинградского тракторного завода. Ширина трака — 550 мм.
4. Трак с гребнем, производства завода №182. Осень 1941 — осень 1942 г.г. Ширина трака 500 мм.

05. Траки 5-6.
5. Унифицированный трак с гребнем выпускался заводами с осени 1942 г. и до конца производства. Ширина трака — 500 мм.
6. Унифицированные траки, выпускавшиеся на заводах с осени 1942 г. Ширина трака — 500 мм.

Читайте также:  Как выключить зависший ноутбук асус

06. Опорные катки.
Табличка с описанием экспонатов.
На табличке на заднем плане видна плохо порезанная историческая справка с приметными иллюстрациями из статьи "Типы катков танка Т-34" (В качестве автора статьи в одной из перепечаток упоминается М.Свирин, хотя я и не смог найти достоверный первоисточник).

Приведу выдержки, но рекомендую прочитать статью целиком:
"Первый серийный образец катка отличался десятью болтами, выступающей накладкой в центральной части диска, резиновым бандажом (грузошиной) с протектором и сквозной перфорацией.
Качеству резины придавалось особое значение, поэтому на "обрезинку" шел в основном импортный каучук.
Бандаж "тридцатьчетверки" не был съемным и не мог быть заменен без замены катка.
Он наваривался раз и навсегда, вернее, до того момента, когда диск вновь оказывался на заводе для наварки.
В 1941 году предприятием, выполнявшим эту операцию, был "Ярославский шинный завод" он же "Ярославский резинокомбинат".

С началом войны положение с импортными компонентами ухудшилось, а их замена отечественными синтезированными аналогами не делала резину лучше.
Чтобы сохранить прочность пришлось отказаться от перфорации и "протектора", что в свою очередь снизило долговечность катка и несколько увеличило массу.

Появление катка с внутренней амортизацией трактуется по-разному.
Различные источники указывают разные данные.
Наиболее вероятной можно считать следующую версию, неоднократно повторявшуюся в мемуарной литературе.
Сталинградский тракторный завод в этот период остался практически единственным производителем танков Т-34.
Поскольку нагрузка на железную дорогу была просто невероятной (продолжалась эвакуация), обрезиненные штампованные катки шли в Сталинград из Ярославля речным транспортом — по Волге.
Зима 1941 — 1942 года выдалась на редкость ранней и морозной.
Из-за раннего ледостава в октябре 1941 года, баржи с катками до Сталинграда не дошли.
Именно это заставило искать способ обойтись без резины.
Попытка делать колеса без амортизации результата не дала — во время испытаний опытный каток дал трещину через несколько километров пробега.
Катки с внутренней амортизацией были давно известны и применялись на KB, Т-50 и других танках, но катки такого большого диаметра не применял никто.
Вторая, и главная проблема была в том. что даже для внутренней амортизации все равно была нужна резина.
На заводе оказался значительный запас колес небольшого диаметра для тракторов.
Из них получились отличные кольца для внутренней амортизации.

С января 1942 года, катки с внутренней амортизацией были освоены на других заводах, а летом 1942 года были рекомендованы для всех танков Т-34, сначала для установки их в середине ходовой части (по август 1943 года),а затем, с разрешения наркома танковой промышленности, повсеместно.
По мере стабилизации поставок союзниками, от внутренней амортизации постепенно отказываются.
Сперва заменяют на обрезиненный первый каток, затем первый и последний, а затем первый третий и последний катки.
К концу 1943 года от выпуска сталинградских катков отказались полностью, хотя они еще встречались в войсках.
Даже в послевоенном "Руководстве по эксплуатации. " допускалось использование катков с внутренней амортизацией на Т-34-85.

С 1943 года получили распространение усиленные штампованные диски.
Внешним их отличием было применение обычных гаек вместо коронных и то, что кольцо-усиление в центре диска не было прихвачено сваркой, а на катках 1944 и последующих лет выпуска отсутствовало вовсе.

Поскольку работы по совершенствованию танка Т-34 и его дальнейшего развития — Т-43 и Т-44 велись параллельно, многие конструктивные решения переходят из одной темы в другую.
Литой каток с ребрами жесткости "через один" появляется на танке Т-34 сначала без малых отверстий, затем с шестью малыми отверстиями в средней части диска.
Такие колеса характерны для уральских танков выпуска 1943 года.

Среднестатистическая "тридцатьчетверка" проходила ремонт 4,5 раза. Далеко не всегда в наличии были катки того типа, что стояли прежде.
На практике сочетание "трак-каток-ленивец-ведущее колесо" было весьма и весьма разнообразным." ("Типы катков танка Т-34")

07. Катки 1-3.
1. Опорный каток с наружной резиновой амортизацией с перфорацией и протектором. Выпуск 1941 г.
2. Опорный каток с внутренней резиновой амортизацией, выпуска не ранее весны 1942 г. Сталинградский тракторный завод.
3. Опорный каток с наружной резиновой амортизацией с перфорацией и протектором. Выпуск 1942 г.

08. Катки 4-6.
4. Опорный каток со штампованными дисками и наружной резиновой амортизацией. Выпуск не ранее 1944 г.
5. Литой опорный каток с наружной резиновой амортизацией. Выпуск 1945 г.
6. Литой опорный каток с наружной резиновой амортизацией, послевоенного выпуска.

После просмотра Treasure Hunting Russia, переформатировал свои взгляды на копателей военного металлолома. Откровенно, интересно, отчаянно. Плюс, мнение о других копателях конкурентах, и не только. Если вы еще не видели этих копателей, обязательно посмотрите.

Новое видео канала Treasure Hunting Russia. Каково это копать траки танка Шерман, сколько это стоит, как возить накопанное на мотоцикле (за один коп 300 кг, удивлен).

Больше видео от этих копателей — есть здесь. Там действительно интересно, что копают, сколько это стоит, что они думают про других.

P.S. Обратите внимание ➨ ➨ ➨ Тема бомба — Главный секрет Garrett AT PRO 2. Видео. Посмотрите, не пожалеете.

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

Ссылка на основную публикацию
Топ лучших видеокарт для игр
Видеокарты крайне быстро улучшаются, практически каждые полгода выходит видеоадаптер, значительно превосходящий предшественника. Активный прогресс обусловлен быстрым увеличением системных требований компьютерных...
Телефон леново включается но не запускается
Бывает, что пользователь включает свой смартфон, процесс доходит до заставки (логотипа) и дальше не грузится. Сразу начинается паника, ведь телефон...
Телефон леново инструкция для чайников
Большинство из нас чувствует себя неуверенно, когда приходится знакомиться с новой операционной системой. И несмотря на то, что Андроид сегодня...
Топ приложений для запоминания слов
Топ-8 приложений, где запоминать английские слова Приложения для изучения английских слов помогают быстро и эффективно пополнять словарный запас. Без работы...
Adblock detector