Стэнли кубрик доктор стрейнджлав

Стэнли кубрик доктор стрейнджлав

Картина Стэнли Кубрика, вышедшая на экраны спустя несколько месяцев после убийства Кеннеди и только разрешившегося Карибского кризиса, сразу же приковала к себе внимание бунтующей студенческой молодежи из мегаполисов и породила волну критики за излишнюю «коммунистичность» среди консервативной публики из американской глубинки. Время и художественную форму для подобного сюжета великий режиссер выбрал самое подходящее – «Доктор Стрейнджлав» стал культовой и одной из самых популярных картин в своем жанре.

Стэнли Кубрик, как известно, был крайне любознательным человеком. В разные периоды жизни его бросало из крайности в крайность, то он увлекался шахматами (часто играл на съемках со всеми, кто умел), то зачитывался военными стратегиями времен Наполеона, а в начале 1960-х под впечатлением от холодной войны увлекся новой темой — ядерной войной и смертельным оружием. Он искренне боялся последствий глобального конфликта и, как человек увлеченный, проштудировал около восьмидесяти книг по этой теме. Наиболее сильный эффект на него оказал роман Питера Джорджа «Красная угроза» (1958), на экранизацию которого режиссер незамедлительно купил права.

В соавторстве с Питером Джорджем Кубрик начал работу над сценарием к будущему фильму. Однако режиссеру не понравился серьезный тон романа, нагнетавший и без того установившуюся в обществе атмосферу надвигающегося ядерного апокалипсиса. После трагедии в Хиросиме и Нагасаки многие режиссеры обращались к этой тяжелой теме. В итоге получались серьезные, драматические картины, например, «Хиросима, любовь моя» Алена Рене (1959).

Стэнли Кубрик решил пойти другим путем. Он обратился к черной политической сатире и с помощью колких анархических шуток над обезумевшими политиканами полностью перевернул представление о ядерной угрозе. Для этого он даже пригласил известного британского комика Питера Селлерса, который сыграл сразу три роли: доктора Стрейнджлава, президента США Мёркина Маффли и офицера Лайонела Мандрейка. Все три образа получились карикатурными и немного гротескными, а блестящая игра комика лишь усилила это ощущение.

Сценарий был далеко не самым выдающимся по высоким киномеркам — видно, что его создатель шутил и намеренно пытался сделать текст несерьезным. Некоторые монологи и движения героев Селлерса были чистой импровизацией или очередной спонтанной выдумкой Кубрика.

Например, в эпизоде с доктором Стрейнджлавом, где он комично пытается укротить руку в нацистском приветствии, остроумно парадируя безумного профессора Ротванга из «Метрополиса» (1927), который тоже был в чёрной кожаной перчатке. Кубрик старался запечатлеть героев Селлерса во всех ракурсах, чтобы, как он выражался, «ничего не пропало»: правда, многое так и не вошло в ленту после шестимесячного кропотливого монтажа.

Очевидно, что сам сюжет мало интересовал Кубрика, он больше работал над художественной формой. Режиссерское мастерство прослеживается в деталях, разбросанных по всему визуальному полотну — к фильму нужно присматриваться, чтобы не затеряться в комедийной составляющей. Съемки проходили в Англии, где у режиссера было больше технических возможностей на реализацию столь смелого материала. Были отстроены фантастические декорации — огромный правительственный зал «как в Пентагоне» с гигантскими мерцающими картами для большей убедительности. А вот со съемками в самолете вышла забавная история. После того как Кубрику отказали в съемках в США, сославшись на секретность, он умудрился воссоздать внутренности самолета с такой точностью, что поставил в замешательство американских военных, которые ему не поверили и едва не обвинили в шпионаже.

Дизайн для военного зала с картами делал Кен Адам — художник-постановщик нескольких фильмов о Джеймсе Бонде. Он все продумал до мелочей — от расстановки реквизита до футуристичного интерьера, напоминающего президентское бомбоубежище. Само помещение выполнено в духе экспрессионизма — огромное, с высокими потолками, по форме напоминает треугольную пирамиду (Кубрик знал, что такая форма наиболее устойчива к взрывам и подчеркнул это в созданных декорациях). Посередине комнаты стоял круглый стол, напоминающий игральный. По задумке Кубрика, это должно было наводить на мысль о жестоких циничных играх за судьбы мира на игральном столе. Более того, он настаивал, чтобы сукно стола было зеленым, но из-за черно-белого формата, задумка так и не воплотилась по понятным техническим причинам.

Читайте также:  Как в контакте закрыть профиль от посторонних

Кроме упомянутого, блестяще сыгравшего сразу три роли Селлерса, стоит отметить Стерлинга Хейдена за идеальное попадание в роль. Его пресловутые «драгоценные жидкости», его явное «тотальное безумие» — типичный кубриковский приём, когда зрителям и страшно, и смешно. И, наконец, не менее прекрасен Джордж Кэмпбелл Скотт в образе генерала Бака Тёрджидсона. Исследователь творчества Кубрика Нэрмор Джеймс пишет: «Скотт всех затыкает за пояс. Его успех в комедийном амплуа удивителен… Лицо у Скотта, пожалуй, карикатурное, но это скорее лицо крутого парня или коварного хитреца — Ричарда III, к примеру, — но никак не дурака. Кроме того, как заметил Роджер Эберт, за счёт невероятной комической пластичности «дуэт голоса и мимики» ставит его в один ряд с Джерри Льюисом и Джимом Керри, в то время как его игра «спрятана на виду» за предельной искренностью». Три потрясающих актёра и пять захватывающих ролей — идеальное попадание режиссерского таланта Стэнли Кубрика, и мировой киношедевр готов.

Цитаты из фильма

1. «Я не могу сидеть и ждать, пока коммунистические идеи, коммунистическая доктрина, коммунистический переворот и международный коммунистический заговор загрязнят и высосут бесценные жидкости наших тел»

2. «Если вы не дозвонитесь президенту США, знаете, что с вами будет? — Что? — Вам придется ответить перед компанией Coca-Cola»

3. «У вас есть 55 центов? — Ты что думаешь, я сражаюсь с мелочью в кармане?»

В чем состоит задача политического фильма, рассказывающего о политиках прошлого, настоящего и будущего, действительно существовавших или выдуманных? В выполнении социального заказа. Однако система крупного кинопроизводства всегда старается контролировать идеологическое содержание выпускаемых ими кинолент.

Ориентация на извлечение прибыли заставляет кинематографистов прислушиваться к желаниям публики. Зачастую её желания смутны, поскольку вырабатываются бессознательно под воздействием повседневных реалий: семейной, экономической, политической жизни. Чем противоречивей реальность и чем труднее функционировать в ней индивиду, тем выше ответственность художника за то, как он попытается обобщить этот травматический социальный опыт, какие вопросы задаст и альтернативы предложит. Искусство кино демократично, так как апеллирует к массам живыми (можно сказать, призрачными) образами, мало чем отличающимися от тех, что постоянно мелькают перед глазами. Аффективно воздействуя на зрителя, они могут сформировать в нем новую политическую идентичность. Однако для этого экранные персонажи должны быть достаточно убедительными, то есть соответствовать некоторым общепринятым представлениям о субъектности, но вместе с тем – обладать набором утопических идей, поскольку только утопическое мышление способно сгенерировать ответ на чрезвычайно острый вопрос: как разрубить гордиев узел сковывающих нас противоречий и прийти к качественно новому общественному состоянию. Профессиональный политик в строгом костюме, отважный профсоюзный активист, народный избранник трудящегося народа, реже – революционер, чаще – бескомпромиссный бизнесмен – вот набор героев, способных, по мнению большинства людей, действительно переломить ход событий и сказать свое слово.

Стэнли Кубрик – один из немногих голливудских режиссеров, кто сумел в данной ситуации «усидеть на двух стульях». Скопив достаточно денег создавая чисто коммерческие картины (наиболее успешные в этом плане – при участии знаменитого актера Кирка Дугласа и его фирмы), бывший фотограф популярного журнала Look переезжает в Британию, чтобы снимать авторское кино, пользуясь доступными за рубежом мощностями голливудской машины. Так появляется на свет экранизация романа Питера Джорджа «Красная тревога» известная по всему миру под названием «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (1964) – антимилитаристский памфлет времен «холодной войны».

Читайте также:  Как настроить графику в ворлд оф танк

Автору политического кино очень легко попасть в петлю конкретной исторической ситуации, дав одномерный ответ на вызов, брошенный гражданскому обществу. Ничто не стоит на месте, и даже самосознание классов в совокупности с их внутренней организацией постоянно претерпевает существенные изменения. Отсюда всегда существует риск излишней ангажированности, которая в будущем будет радовать разве что пассионарных интеллектуалов, неуклонно поглядывающих назад, желая зарядиться энергией и отвагой прошлого, примерив на себя воинские латы давно ушедших на покой рыцарей. Так, творчество Кодзи Вакамацу будет понятно лишь тем, кто знает о существовании «Красной армии Японии», имеет представление об ее деятельности и трагической судьбе Фусако Сигэнобу – бессменного харизматического лидера движения. Или, например, антифильмы Ги Эрнесто Дебора на данный момент – артефакты борьбы со «зрелищностью», интересные разве что немногочисленным посетителям воображаемого музея ситуационистов, отцов стиля славного Красного мая.

Разумеется, и «Стрейнджлава» можно привязать к конкретным реалиям начала 1960-х годов. Тут налицо и Карибский кризис, и убийство президента Кеннеди, «охота на ведьм» и «красная истерия». Политические элиты сверхдержав убеждены в том, что ядерное оружие – хоть и является гарантом мирного сосуществования всех стран в рамках биполярного мира – в любой момент может быть использовано одной из них ради полного уничтожения конкурента. Липкая атмосфера насаждаемого средствами массовой информации страха и трепета перед техногенной катастрофой формировало коллективное сознание европейцев, еще не забывших ужас концлагерей, геноцида и кровавых сражений Второй Мировой войны. Любое противостояние государств, цель которого – абсолютная политическая гегемония, точно взывает к демону нацизма, не так давно осужденному в лице своих главных представителей на Нюрнбергском процессе, но не изжитому до конца, поскольку не были ликвидированы породившие его причины: безжалостный капитализм и государство как инструмент подавления и контроля. Циничный юмор и нигилизм кубриковской картины, что пришелся по душе синематечным интеллектуалам и жителям студенческих городков, готовившимся вот-вот влезть в драку с полицейскими, защищающими «фашиствующий» европейский либерализм, разрушая брусчатку и сооружая из припаркованных рядом машин грозные баррикады [2], был естественной реакцией на происходящие в мире события.

Но свет былой славы меркнет, и прошлое все больше становится похожим на миф. Вот и главный мифограф протестного поколения, Жан-Люк Годар, сегодня только ностальгирует по тому времени, когда единство интеллектуальной теории и партизанской практики стояло на повестке дня. Поэтому, к сожалению, актуальное политическое послание его фильмов, в отличие от работ Кубрика, ныне тонет в новаторском, но сложном для рядового зрителя эстетическом шифре внутрикадрового и ассоциативного монтажа. «Стрейнджлава» же приближает к массовому зрителю «прозрачный» для понимания нарратив и смелость философского жеста. Кубрик бросает перчатку в лицо индустриальному государству за тем, чтобы с особой силой заявить о грозящей человечеству беде – полном уничтожении свободы индивида, оказавшегося в тисках ежедневно репрессирующих его институций.

Как буржуазный антропологический пессимист, Кубрик рассматривает эту проблему, подобно многим интеллектуалам прошлого столетия, в понятиях экзистенциализма и психоанализа, выискивая «корень зла» в ментальности людей [3]. Это становится ясно еще из его дебютной работы «Страх и желание» (1952), в которой рассказывается о четырех солдатах, заброшенных на фронт неизвестной войны. Основным местом действия в фильме является разум героев. Подобным образом складывается и история «Стрейнджлава».

Читайте также:  Холодильник веко как выставить температуру

Генерал Риппер (в других переводах более удачно – Потрошиллинг), сильный и грубый мужчина, доведенный антикоммунистической пропагандой до безумия, решается активировать принятый правительством США план R, что подразумевает точечную ядерную бомбардировку Советского Союза. Чтобы никто не смог отменить его решения, он приказывает привести военную базу в состояние полной боевой готовности. Ему противопоставлен миролюбивый командующий Мендрейк, до определенного момента не осознающий масштаб беды и принимающий происходящее за учебную тревогу.

Поступок Риппера становится причиной международного скандала. Если не отозвать самолеты – ответной бомбардировки не избежать. Высшее руководство страны в лице президента США Маффли обескуражено перспективой столкновения с Советским Союзом. На сторону Риппера встают военные (брутальный генерал Терджидсон), а также бывший немецкий ученый – прислужник Рейха – доктор Стрейнджлав, который точно знает, что делать, если осуществится худший сценарий.

Весь юмор картины – черный, он строится на тонкой грани между саспенсом и нелепой, неадекватной реакцией героев на происходящее. Например, полудокументальная съемка ручной камерой погружает зрителя вглубь вооруженной стычки между американскими войсками «обработанными» истерией Риппера с одной стороны – и президентскими отрядами с другой, вызывая неподдельное чувство тревоги и смятения. Но затем она ловит в объектив служащих смертоносного авиалайнера, мирно зачитывающихся эротическими журналами, прежде чем получить роковой приказ. На подобных диссонансах строится весь фильм режиссера.

Политика, по Кубрику – это мир мужчин. Устремляющиеся вперед носы самолетов, торчащие изо рта сигары и длинные ручные пулеметы – недвусмысленные фаллические символы мужской агрессивной натуры. Женщина здесь лишь «синдром мужчины» – объект желания, не способный затушить разгулявшийся от страха разрушительный инстинкт и как-либо повлиять на развитие событий.

Двухцветная гамма также соответствует расколотому надвое миру. Кто враг, а кто друг – понятно как никогда. Идеология поиска внешнего врага (отстаиваемая идеологом нацизма Карлом Шмиттом) обычно связывается со свертыванием демократических процедур и любых социальных проектов. Помимо прочего, это напоминает нам мысль Макиавелли о том, что хороший государь просто обязан убедить поданное ему население в необходимости существования государства, да так, чтобы они сами поддержали все преступления, совершаемые им ради торжества «порядка». И эта уловка работает. Приказ есть приказ, и майор Конг во что бы то ни стало, сбросит бомбу на Котлас, оседлав её, как тореадор (еще один фаллический символ – синоним психологической «разрядки»), пока в то же время мужская правительственная элита продолжит замыкаться в себе, чтобы и дальше вершить судьбы целых народов, не скупясь на миллионные жертвы среди гражданского населения ради абстрактного «общего блага».

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

последнее обновление информации: 15.05.19

Номинация на "Оскар" (1964):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Стэнли Кубрик)
Лучший актер (Питер Селлерс)
Лучшая адаптация (Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саузерн)

Премия "BAFTA" (1964):
Приз объединенных наций
Лучший фильм
Лучший британский фильм
Лучший британский художник (ч/б) (Кен Адам)

Премия гильдии сценаристов Америки (1964):
Лучшая американская комедия (Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саузерн)

Ссылка на основную публикацию
Спутник вылетел за пределы солнечной системы
«Во́яджер» (англ. voyager , от фр. voyageur — «путешественник») — название двух американских космических аппаратов, запущенных в 1977 году, а...
Снять пароль с роутера tp link
Домашняя беспроводная сеть Wi-Fi должна быть защищена паролем. Но ведь бывают разные случаи, скажете вы. Например, вы хотите пригласить друзей...
Снять пароль с макроса excel
Здравствуйте, друзья! Последние дни бился над такой задачей: Имеется файл .xls, в нем макрос на VBA, защищенный паролем. Файл создается...
Спутниковые системы связи курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены история, особенности и перспективы развития спутниковой сети связи. Новейшие технологии спутниковой связи предлагают действенные технико-...
Adblock detector