Сколько длится премьера в кинотеатре

Сколько длится премьера в кинотеатре

Фильм Тимура Бекмамбетова "Особо опасен" за первые четыре дня проката в России собрал 255,3 млн руб., или $10,8 млн.

Кассовым сбором называется выручка от продажи билетов на определенный фильм (несколько фильмов) или в определенном кинотеатре (ряде кинотеатров). Кассовым сбором кинотеатров страны является выручка от продажи билетов, суммируемая по всей стране; кассовым сбором фильма — сумма выручки от продажи билетов во всех кинотеатрах, в которых шел фильм.

От 45 до 50% процентов выручки от продажи билетов на фильм кинотеатр перечисляет дистрибьютору фильма — компании, которая имеет права на прокат фильма и предоставляет фильм на определенный срок для показа. Кроме того, кинотеатры несут и другие расходы. В частности, российские кинотеатры обязаны перечислять 3% от общего кассового сбора (то есть 6% от оставшейся ему части) в Российское авторское общество. Ранее российские кинотеатры также обязаны были отчислять в бюджет налог с продаж.

В результате важной проблемой дистрибьюторов становятся некорректные показатели кассовых сборов. Говорить о реальной статистике заполняемости кинозалов сложно, так как единой системы учета не существует: каждый кинотеатр сам посылает прокатчику свои данные. В ряде случаев для контроля за продажами дистрибутор даже нанимает человека, который считает зрителей, пришедших на сеанс. Однако этот метод является неточным и затратным, и прокатчики настаивают на введении единой электронной системы учета ‑ такой, которая позволяла бы всем участникам процесса одновременно следить за продажей билетов.

Если дистрибуторы имеют собственную сеть кинотеатров и являются лицензиатами фильма, — то есть приобрели у создателей фильма все права на него, — вопрос достоверности сведений о количестве проданных билетов отпадает; кроме того, значительная часть прибыли остается в одной компании. Но и в этом случае прокатчики несут расходы — на печать копий фильма и на рекламу.

Тем не менее, гораздо чаще прокатчики приобретают ограниченные права на показ фильма. В этом случае из доли прокатчиков вычитается еще и доля лицензиатов, так что дистрибьютор получает лишь комиссионные (от 7,5% до 15% от суммы кассовых сборов), а остальное — от 35 до 40% — зарабатывают создатели картины. Соотношение долей прибыли кинотеатров, прокатчиков и создателей фильма может меняться в зависимости от индивидуальных договоренностей сторон.

Как распределяются доходы от проката фильма между создателями картины (ведущими из них считаются режиссер‑постановщик, сценарист и композитор), определяется отдельными договорами в каждом конкретном случае. Однако любопытно, что действующий в России и ряде других стран закон об авторском праве позволяет композиторам получать двойное вознаграждение: как от заказчика музыкального сопровождения фильма, так и процент от кассовых сборов картины.

Если картина в прокате собирает сумму, сопоставимую с ее бюджетом — это практически делает ее окупившейся: ведь существуют также DVD‑продажи, телепоказы, доход от размещения разного рода товарных знаков, которые демонстрируются с экрана и тому подобное.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Почему фильмы, которые выходят в отечественный прокат, так быстро исчезают из кинотеатров? И почему за рубежом все устроено иначе?

Хотели сходить в кино на долгожданный фильм, но не успели это сделать, пока он шел в прокате? И теперь не представляете, где его можно посмотреть, особенно если неизвестно, когда ждать релиза на DVD или в онлайн-кинотеатре? Довольно распространенная ситуация, не так ли? КиноПоиск решил выяснить, как устроен цикл проката за рубежом, чем российская прокатная система отличается от иностранных аналогов и почему у нас так мало кинотеатров повторного фильма.

США: Две недели в кинотеатре — это провал

За последние шесть лет в широком (свыше 2000 залов) американском прокате появилось более 700 фильмов. Из них 20% сошли с экранов ровно через две недели. Но практически все они получили шанс откататься минимальные 14 дней. Два полноценных уик-энда — совершенно необходимая практика для релизов широкого проката в США. При этом в среднем подобные фильмы крутятся по четыре недели, хотя в зависимости от сборов количество экранов может заметно сократиться к концу проката. Самые живучие релизы протягивают шесть недель (50 из 700 фильмов), и совсем уж редко какая птица долетает до восьми (7—8 фильмов). Это должны быть безусловные хиты, которые гребут золотой лопатой все деньги американских зрителей, то есть все они по итогам окажутся в топе самых кассовых фильмов года.

Однако зрительский интерес в этом деле играет далеко не главную роль. Договоренности между дистрибьюторами и кинотеатрами позволяют последним крутить у себя фильм определенное количество недель — именно недель, потому что обычно число прокатных дней должно быть кратно семи. Но если зрители не проявляют особого энтузиазма в отношении того или иного релиза, то кинотеатры не могут просто так взять и заменить его другим фильмом. Дистрибьюторы страхуются и выставляют жесткие требования: чаще всего они сводятся к тому, что картина должна оставаться в кинотеатрах на протяжении минимального прокатного периода (опять же обычно это две недели, хотя иногда бывает и три) и все это время целиком занимать определенный экран. Это, конечно, не проблема для мультиплексов, где, скажем, в одном зале 14 дней показывают только один фильм и больше ничего. Кинотеатрам с малым количеством экранов приходится куда сложнее.

Согласно исследованию Совета управляющих Федеральной резервной системы, кинотеатры США были бы и рады ограничивать прокат многих фильмов всего лишь одной неделей. Но требования дистрибьюторов не позволяют им это сделать.

Некоторые прокатчики стимулируют кинотеатры, предоставляя им возможность забирать больший процент от сборов. Чем дольше прокат, тем выше этот самый процент. На пятой неделе он даже может доходить до 70% (то есть 70% прибыли идут кинотеатру, а 30% — дистрибьютору). Но проделывают они это не с самыми главными хитами, поэтому кинотеатры все равно пытаются избавиться от доживающего свой прокатный век фильма, чтобы отдать залы новым, куда более бойким релизам.

Читайте также:  Как создать резервную копию айфона на компьютере

Само собой, есть фильмы, которые наслаждаются долгим прокатом по простой причине: они приносят много денег и кинотеатрам, и дистрибьюторам. Но есть и такие, которые находятся на экранах по три, а то и четыре недели, даже не будучи хитами. У каждого кинотеатра, конечно, разные расходы на поддержание функционирования, но, как правило, они получают прибыль только тогда, когда одна картина зарабатывает порядка 2000 долларов в одном зале за уик-энд (или 450 за день).

В итоге в среднем картины широкого проката крутятся на 2000 экранов в течение четырех недель, а потом еще и неделю после этого на 1000 экранов. Так что можно с уверенностью утверждать, что если студийная картина продержалась на таком уровне всего лишь две недели, то это провал. Фильмы с короткой прокатной жизнью обычно приносят убытки студиям, и это даже если не принимать во внимание затраты на маркетинг, не входящие в производственный бюджет. Однако среди них есть и такие ленты, которые все же удачно выступают, хоть и в сжатые сроки. А некоторые среднеформатные релизы (то есть и не безусловные блокбастеры, и не махровое инди) и вовсе потом успешно штурмуют международные рынки и зарабатывают вполне достойные суммы. Так было, например, с «Драйвом», «Игрой в имитацию» и «Из машины».

Совсем другая история с менее громкими релизами. Скромные инди-фильмы могут выйти всего парой-тройкой копий и кочевать из одного кинотеатра в другой. Отработал семь дней на одном экране в независимом кинотеатре и пошел дальше, на соседний экран. Часто это большие города, потому что только там может быть спрос на подобное кино. Благо в США этих больших городов хватает, так что одна неугомонная копия может пропутешествовать полстраны. Получается, что на бумаге этот фильм находится в прокате чуть ли не год, и уже даже не так важно, насколько ограничен его релиз.

Великобритания: Решают кинотеатры

На Британских островах ситуация с длительностью проката фильмов во многом похожа на американское положение. Только тут минимальный порог еще ниже — не две недели, а вовсе одна.

Несмотря на то, что на британском рынке много киносетей и очень мало независимых показчиков, все же удивительно, насколько легко сетевое руководство дарует самостоятельность своим подразделениям. Каждую неделю отдельный кинотеатр сам решает, какие фильмы ему оставлять на экране, а какие убирать в угоду новым релизам. Тут, как и в любой стране, чем больше кинотеатр и чем многолюднее населенный пункт, тем больше шансов у менее очевидных фильмов быть не просто выпущенными на экраны, но и откатанными дольше положенных одной-двух недель.

В Британии все еще осталось много независимых кинотеатров (чаще всего однозальников), которые показывают либо авторское и малобюджетное кино, либо релизы широкого проката, после того как их отработают сетевые мультиплексы. Так, например, в небольшом винтажном зале кинотеатра «Павильон», который расположен на викторианском пирсе в приморском валлийском городке Пенарт, до недавнего времени стабильно, по одному сеансу в день и при довольно внушительном скоплении народа показывали фильм «Голос монстра», который вышел в британский прокат 1 января этого года. То есть фактически душераздирающую сказку Хуана Антонио Байоны крутили в кинотеатрах Туманного Альбиона почти полгода.

Далеко не всем фильмам удается протянуть так долго, но даже в мультиплексах некоторые релизы живут по 6—8 недель. В первую очередь это, конечно, касается мультфильмов. Любая семейная анимация откатывает положенное на старте проката, а затем кинотеатры придерживают ее и ставят на самые ударные сеансы в выходные. Более того, в дни школьных каникул экраны оказываются под завязку забиты полнометражными мультфильмами, часть из которых уже давно закончила свой прокат. Так, в середине февраля, в разгар каникул, в сети Cineworld можно было увидеть «Моану», «Зверопой», «Кубо», «Троллей» и даже вышедший чуть ли не год назад «Зверополис» (он отработал свою неделю и снова отправился на полку).

Еще одна категория фильмов, которой обеспечен длительный прокат, — фавориты сезона наград. В начале января, когда мощь рождественских блокбастеров ослабевает, на арену выходят номинанты на разные престижные премии. Часть из них наверняка уже вышла в декабре синхронно с США, но только с объявлением шорт-листов об этих фильмах начинают говорить с такой силой, что ими забивают добрую половину залов в мультиплексах даже в не самых центровых локациях. Все эти номинанты наслаждаются двумя месяцами проката, а победители (причем в любых категориях) — и вовсе тремя.

Также сетевые кинотеатры киноманам на радость регулярно выпускают в прокат старые фильмы, если для того находится повод. Например, цифровой или трехмерный ремастеринг давнего хита или же 15-летие, 20-летие, 30-летие громкого блокбастера. Причем речь не идет об одиночных юбилейных спецпоказах. Нет, это самые что ни на есть широкие релизы. Так, полноценных прокатных двух недель в 2015—2017 годах удостоились «Челюсти», «Парк юрского периода», «2001: Космическая одиссея», «Донни Дарко», а в августе в честь 25-летия (как и во многих других странах) выйдет трехмерный «Терминатор 2».

Россия: Мало экранов, много фильмов

На продолжительность жизни фильмов в российском прокате влияет несколько факторов. В стране по-прежнему очень много однозальных кинотеатров и недостаточно многозальных. По данным «Невафильм Research» на 1 мая 2017 года, в России мультиплексы (восемь и более залов) составляют всего 9,7% от общего числа кинотеатров, мегаплексы (шестнадцать и более залов) — 0,3%. Всего в стране 4459 коммерческих кинозала. Для сравнения: в США почти 40 000 экранов.

Отсутствие большого количества залов вынуждает кинотеатры снимать старые релизы в пользу новых, даже если на фильм стабильно приходит аудитория, ведь на новинке кинотеатр в любом случае заработает больше. Как и за рубежом, долгожителями можно назвать только полнометражные анимационные ленты, которых просто недостаточно, чтобы ставить новый релиз каждые две недели. Их же возвращают в прокат к праздничным дням и школьным каникулам.

Читайте также:  При запуске системы открывается браузер с сайтом

Ситуация, когда кинотеатры объединяются против министерства культуры, которое пытается регулировать рынок в идеологических целях, не добавляют уверенности инвесторам этого далеко не самого прибыльного бизнеса (свежий пример — история с фильмом «Время первых»). Даже крупные сети не рискуют открывать кинотеатры больше чем на восемь залов. Но чем больше в кинотеатре залов, тем проще ему держать в репертуаре старые фильмы.

В России одним из уникальных примеров такого подхода является московский киноцентр «Соловей» на Красной Пресне. Это легендарное место с 24 залами, с маленькими экранами, не всегда удобными креслами, большими очередями и дизайном середины нулевых, но с гордым званием самого многозального кинотеатра России и Восточной Европы. Справедливости ради надо заметить, что часть залов досталась ему в наследство от Музея кино, который в 2005 году незаконно выселили из здания, специально перестроенного 30 лет назад под нужды музея и Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства.

Слоган у кинотеатра соответствующий — «Лучшие фильмы в прокате, пока на них ходят зрители». По словам директора центра Владимира Медведева, зрители в «Соловей» приходят стабильно. Однако он не раскрывает цифры посещаемости и заполняемости залов. Директор «Соловья» лично отбирает картины, которые идут в кинотеатре, ориентируясь на собственное мнение и знание аудитории. «Мы хотим показывать фильмы, которые что-то дают уму и сердцу, поэтому можем год держать „Великую красоту“ и „Молодость“, например. Развлекательные блокбастеры берем на две недели. Некоторые ленты, которые сейчас выходят на экраны, я бы вообще не стал показывать. Впрочем, от таких [фильмов мейджоров] мы иногда и отказываемся по договоренности с прокатчиком», — говорит Медведев.

«Амели» киноцентр «Соловей» показывал на протяжении 37 недель.

В «Соловье» залы разной вместимости, поэтому картины кочуют с одного экрана на другой в зависимости от количества зрителей, пришедших на сеанс. Пожалуй, это единственное место в Москве, где можно до сих пор увидеть на относительно большом экране «Тони Эрдманна», «Светскую жизнь», «Прибытие» и даже «Магию лунного света».

Ближайшие конкуренты «Соловья» в России по количеству залов — тоже московские «КАРО Vegas 22» и «КАРО Sky 17 Авиапарк». По словам президента сети «КАРО» Ольги Зиняковой, эти два мегаплекса — самые успешные кинотеатры сети. «Большое число залов позволяет нам показывать в этих мультиплексах разнообразный репертуар — блокбастеры, авторское кино, театральные постановки, — а также проводить лекции и дискуссии с участием известных критиков. Это привлекает совершенно разные зрительские аудитории — от детей до старшего поколения. Часто бывают ситуации, когда семья приходит в один из наших мультиплексов, и все они идут смотреть разные фильмы», — говорит Зинякова.

При этом «КАРО» не планирует в ближайшее время открывать подобные мегаплексы в России. В этом году запланировано открытие нового 11-зального кинотеатра в Санкт-Петербурге и 13-зального кинотеатра в Москве. По словам Зиняковой, пока другого города для кинотеатра 16+ по объему рынка нет.

Вуди Аллен вообще хорошо и стабильно собирает публику. Как говорит PR-директор дистрибьюторской компании «Вольга» Екатерина Назарова, в компании шутят, что прокат «Светской жизни» будет идти «до следующего Вуди Аллена». Он по-прежнему собирает 10—12 зрителей на один сеанс в день. «В среднем прокат длится две-три недели. Безусловно, есть релизы, которые, к сожалению, не выстреливают, и их срезают уже после одного уик-энда, но вспоминать такое не хочется», — рассказывает Назарова.

Единого способа рассчитать то, какой процент заполняемости зала является для кинотеатра безубыточным, а какой прибыльным, не существует, говорит генеральный директор компании «Оптима Кино» Елена Костюкович. «Играет роль множество факторов — от стоимости аренды до вместимости зала, формата показа и мощности лампы. Если очень грубо прикинуть, можно сказать, что если на сеанс пришло менее 10 зрителей, то, скорее всего, он не окупится», — рассказала Костюкович.

«Если фильм работает хорошо, то есть зрители продолжают смотреть его в кино, то и кинотеатр (имея возможность в виде залов, конечно) может работать с фильмом. „Молодость“ и „Великая красота“ Соррентино идут в кинотеатре на Красной Пресне до сих пор, а в Доме кино в Петербурге — периодически. Но, как правило, прокат длится две-три недели. Если результаты хорошие, некоторые работают и месяц. Так с „Патерсоном“ Джармуша работали и сетевые кинотеатры», — говорит Даниил Горошко, генеральный директор A-One Film.

В целом же запросы кинотеатров по-прежнему формируются зрительским интересом и ажиотажем вокруг фильма опять же с оглядкой на количество залов. «Средний прокат „Артиста“ шел четыре недели, некоторые региональные кинотеатры держали фильм и год. „Миллионера из трущоб“ поначалу никто не хотел брать, но уже на второй неделе количество копий увеличилось вдвое. Это было еще во времена пленки. Благодаря „Оскару“ фильм держался в кинотеатрах семь-восемь недель», — говорит Назарова.

Есть в истории «Вольги» и обратный и довольно трагикомичный случай. Один из релизов, предназначенный для достаточно специфической целевой аудитории, крупный кинотеатр в регионе запросил на предпремьерный показ. «Кинотеатр привлек местные СМИ, разыграл билеты, пришло большое количество приглашенных. А после начала проката продал чуть более 100 билетов. Фильм оказался слишком специфическим, и все любители такого необычного кино успели посмотреть ленту в рамках показа. Так что закончился в этом городе прокат, толком не начавшись».

Количество и время сеансов букеры независимых компаний вроде «Вольги» расписывают с кинотеатрами еженедельно, корректируя роспись после семи дней проката в зависимости от того, как картина себя показала. Анимацию кинотеатры опять же могут взять сразу на две недели. Мейджоры расписывают свои релизы форматами: первую неделю фильм занимает полностью один экран, на второй неделе — такое-то количество сеансов. При этом кинотеатры часто подписывают меморандум, согласно которому не могут снять фильм, даже если он показывает себя хуже, чем ожидалось. Интегрированное разделение процентов от сборов в соответствии с неделей проката (схема, при которой процент дистрибьютору уменьшается в зависимости от недели проката) в России, по словам Назаровой, не работает. Если кино продолжает работать, дистрибьютор оставляет себе те же 50% от сборов. Если кино перестает работать, никакое снижение этой ставки не убедит кинотеатр оставить фильм в репертуаре.

Читайте также:  Угадай что это за место

Президент сети «КАРО» рассказывает, что некоторые повторные релизы — а в кинотеатрах сети периодически проходят марафоны блокбастеров (зачастую к выходу новых частей популярных франшиз) — могут показывать результаты и выше текущего репертуара. Так было, например, с первой частью «Монстров на каникулах». Фильмы, которые «хорошо работают в длину», «КАРО» держит и свыше пяти недель. Зинякова считает, что отсутствие большого количества многозальных кинотеатров — это не единственная проблема короткой жизни фильмов в прокате.

«Наша аудитория — молодые и активные, — говорит Зинякова. — Они хотят все самое свежее, самое новое. Поэтому фильмы буквально горят в прокате. Раньше падение сборов на второй неделе в 40—50% считалось большим. Сейчас бывает падение 60—70%.

Существует еще несколько факторов, которые влияют на продолжительность проката новых релизов. Во-первых, это пиратство, которое остается одной из самых актуальных проблем российской киноиндустрии. Иногда пиратские копии фильма появляются в сети даже до его выхода в прокат, что крайне отрицательно сказывается на кассовых сборах. А вторая причина — короткие цифровые окна. Например, если прокатчик объявляет о том, что его фильм появится онлайн в течение месяца после выхода в прокат, мы будем вынуждены сократить количество сеансов, так как интерес зрителей к просмотру этого фильма на большом экране сразу падает. Наиболее комфортное цифровое окно — это три месяца после выхода фильма на большом экране».

У дистрибьюторов другое мнение: «С точки зрения маркетинга, если кинотеатральный прокат идет две-три недели, идеально выпускать фильм в цифровой прокат с интервалом в четыре недели, когда во внимании зрителя еще могло сохраниться воспоминание о рекламе», — говорит Екатерина Назарова.

Еще один фактор — введенная министерством культуры практика влияния на даты релиза зарубежных фильмов. До 2015 года, когда в прокатном удостоверении не была указана дата начала показа в России, при наличии самого удостоверения можно было начать прокат фильма за неделю или две до релиза в ограниченном формате. Об этом, например, мог попросить кинотеатр, если другие фильмы работают плохо. Система была гибкой и давала кинотеатрам возможность быстрее реагировать на зрительский интерес. Так, сети были бы готовы поставить «Манчестер у моря» в оскаровскую неделю, но компания Universal уже получила на фильм прокатное удостоверение с датой начала показа 23 марта — и кинотеатры, и прокатчик были связаны по рукам. А зритель тем временем вполне мог посмотреть пиратскую копию в сети.

В редакцию «БелПрессы» обратилась жительница Белгорода, которую возмутила задержка киносеанса на 30 минут из‑за показа рекламы. Она спросила у нас, регулирует ли закон продолжительность таких роликов.

«БелПресса» отвечает: пока закона, ограничивающего максимальное время показа рекламных роликов, нет. Но есть вероятность, что эта норма скоро появится.

На сегодня же в ст. 17 Закона «О рекламе» есть единственное правило для кинотеатра на этот счёт – не прерывать киноленту рекламными роликами. Всё остальное можно. Показывать рекламу после фильма никому не выгодно, поэтому её транслируют сначала.

Ролики в кинотеатрах делятся на несколько категорий: трейлеры, которые прикреплены к картине, трейлеры, которые выбирает сам кинотеатр или присылает Фонд кино и коммерческие ролики не о кино вовсе. Первые и вторые не приносят прибыли, а последние – это заработок кинотеатра.

В ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» сказано, что при приобретении одного товара или услуги нельзя навязывать что‑то ещё. И уточняется, что в случае нарушения права на свободный выбор убыток потребителю возмещается. Но это в том случае, если вы заплатили за этот навязанный товар. Так что за бесплатный показ рекламы кинотеатр не накажут. Но суд может решить, что если без билета не пускают посмотреть рекламу, то она включена в стоимость. Тогда это будет нарушением права выбора. Но что решит суд в таком деле, знает только суд.

В Правилах по киновидеообслуживанию населения не запрещается включать в сеанс развлекательную программу, трейлеры, рекламу. Главное – чтобы за это дополнительно не брали деньги. Поэтому упрекнуть кинотеатр в том, что он неверно указывает время начала фильма, нельзя. Можно было бы спорить, если бы на билете написали, что демонстрация кинофильма начинается, к примеру, в 19:00. Но кинотеатр сообщает, что в это время начинается именно сеанс.

Кстати, в ближайшее время, кинотеатрам всё‑таки могут сократить время показа рекламы перед сеансами.

В конце октября 2019 года петербургские депутаты предложили ограничить её 20 минутами. Они предложили ещё и отмечать в билетах два времени: начала киносеанса и самого фильма. Тогда зритель, если захочет, сможет зайти в зал попозже. Следить за исполнением закона, если его примут, будет Роспотребнадзор. Инициативу о внесении изменений в закон «О рекламе» питерцы направили в Госдуму.

Кстати, в США есть способ заставить посмотреть рекламу: иногда билеты продаются без указания мест. Если не хочешь сидеть на самом неудобном месте, то придётся прийти пораньше и посмотреть все ролики. В Турции рекламу иногда показывают прямо в середине фильма. Поэтому российский вариант ещё не самый плохой. Просто у нас всегда есть возможность опоздать на сеанс, но успеть на кино.

Ссылка на основную публикацию
Скайп не приходят сообщения
Общение – основная цель любого мессенджера, и Скайп – не исключение. Бывает, что сообщения в Скайпе не отправляются – эта...
Сборка пк без корпуса
Если серьезно, то компьютер без корпуса работать может и даже будет, но это достаточно опасно, особенно когда вы плохо понимаете...
Сборка пк на райзен 3 1200
Socket AM4, 4-ядерный, 3100 МГц, Turbo: 3400 МГц, Summit Ridge, Кэш L2 - 2048 Кб, Кэш L3 - 8192 Кб,...
Скайп предыдущие версии с официального сайта
На данной странице представлены все версии Скайп для компьютера (полноценные инсталляторы скаченные с официального сайта) и телефона, выпущенные за последние...
Adblock detector