Разновидности русских народных песен

Разновидности русских народных песен

Русские народные песни — важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные — масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные — свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Выбранный для просмотра документ 6.Колыбельные.docx

Жанр песен фольклора; осн. их функция — успокоить ребенка, вызвать сон. Отсюда характерная ритмич. орг-ция, музык. специфика, композиционная и сюжетная открытость текстов, многократная их повторяемость при исполнении.

Читайте также:  Как экономить на газовом котле

Выбранный для просмотра документ 2.Плясовые;.docx

Такая форма народной песни характерна для популярных русских песен-плясок.

Слово, напев и движение слились воедино в плясовой пене, ставшей важнейшим, органическим элементом народной пляски. Ритм пляски привел и к тому, что музыкальная фраза танцевальной мелодии в тексте стала отделяться от последующей рифмой или созвучиями (консонансами и ассонансами). Рифмовка в плясовых песнях — исконная черта этого жанра, порожденная их специфическим назначением: служить музыкальной основой для пляски.

Выбранный для просмотра документ 3. Хороводные.docx

Один из наиболее своеобразных жанров русского народного песенного творчества синтетического характера, сочетающий в себе поэзию и музыку с театрально-драматическими элементами и хореографией. По содержанию многие песни связаны с сельскохозяйственной трудовой тематикой (сеяние проса, сеяние и обработка льна, прополка лука, капусты и др.), а также приурочивание хороводов к определенным временам года.

Выбранный для просмотра документ 4.Календарно-обрядовые.docx

Вид устного обрядового фольклора , который связан с традиционными обрядами и обычаями.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества и получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года .

Выбранный для просмотра документ 7.Трудовые.docx

Выбранный для просмотра документ 8.Походные, исторические, солдатские.docx

Это музыка, служащая целям военного управления, строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих, патриотического воспитания всех граждан.

Является важным элементом военного управления и воинских ритуалов.

Выбранный для просмотра документ 9.НАРОДНАЯ ПЕСНЯ!.docx

Все русские песни несут смысловую нагрузку. В песнях русского народа поётся о быте, о переживаниях и о жизни людей того времени!

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое,

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. Одна из общих черт — персонификация основного образа, связанного со смыслом обряда. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.

По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем.

народное песенное творчество
Народная песня — сочетание двух искусств: музыки и поэзии. Песенное творчество как отражение национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, семье, историческим событиям. Музыкальный фольклор. Коллективность творческого процесса и передачи народной песни от поколения к поколению. Много вариантность песни.
Жанровая разновидность русских народных песен. Любовные, семейно-бытовые, трудовые, казацкие, солдатские, рекрутские, тюремные, арестантские, юмористические или шуточные, обрядовые календарные и свадебные песни.

Обрядовая поэзия. Календарно-обрядовая поэзия новогодние обрядовые песни; масленичные обрядовые песни; весенние обрядовые песни; семицко-троицкие обрядовые песни; жнивные обрядовые песни. Семейно-обрядовая поэзия на сговоре, на дивичнике, в день свадьбы.

Причитания рекрутские и солдатские; похоронные; свадебные причитания невесты.
Исторические песни — жанр устной эпической поэзии Песни о Ермаке, Татарский полон, Взятие Казанского царства и др.. Исторические песни и былины — общие и отличительные черты. Время появления исторической песни. Отражение формирования национального самосознания в исторических песнях русского народа.

Традиционные лирические песни. О крепостной неволе, разбойничьи песни, тюремные, солдатские, песни-баллады, ямщицкие, бурлацкие, любовные, семейные, хороводные и игровые, шуточные и плясовые.

Детский фольклор. Специфика детского фольклора. История создания и изучения детского фольклора. Поэзия пестования. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Бытовой фольклор. Детские народные песни, заклички, приговорки, обрядовые песни, дразнилки, детские сказки, молчанки, скороговорки. Игровой фольклор. Детские ролевые игры. Считалки.

Читайте также:  Что с моим заказом юлмарт

Отражают события, происходящие из-за неразделенной или позабытой и преданной люб-ви между юношей и девушкой.

— Семейные песни построены на неразрешимом зачастую ведущем к гибели конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей, отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжетика этих песен трагична: муж топит жену и оставляет детей сиротами, жена привязывает мужа к березе в лесу на съедение комарам, отец запрещает взрослому сыну жениться на любимой и т.д. Оскорбления.

— Трудовые песни исполнялись во время различных производственных процессов и характеризовали всевозможные виды работ, как правило, совершаемых коллективно или в специально оборудованном месте на фабрике, заводе, торфянике, стройке и т.д.. В песнях представлены разные виды рабочего инструментария, инвентаря и оборудования.

— Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна: проводы рекрута в армию, прощание с родными и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутского набора, горькая участь новобранца.

— Полоняночные, темничные, тюремные, арестантские песни объединены общей тематикой неволи. Песни тюрьмы и каторги сочинялись заключенными, сознающими свою виновность или полагающими себя безвинно осужденными. В песнях арестантов обрисованы тяжелые условия нахождения в неволе, объясняются причины попадания за решетку — как правило, в результате сиротского детства, из-за непомерной меркантильности любимой девушки, толкающей на грабежи или вынуждающей убить соперника и т.д.

— Юмористические и шуточные песни отличаются своим насмешливым и шутливым содержанием.

— Обрядовые песни — одно из самых поэтичных явлений народного творчества. Среди них как основные жанры выделяются календарные и свадебные песни. По своему происхождению эти песенные жанры относятся еще ко времени древнеславянского мира.

— Календарные песни. Приурочены к определенным датам календаря или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Центральная тема в календарном песенном творчестве — земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда.

Одно из самых интересных явлений обрядового календарного фольклора — подблюдные песни — повторяют композицию заговоров: в них сначала рассказывается о том, что хотели бы видеть в будущем участники гадания, а затем это что заклинается.

— Свадебные песни. Исполнялись свадебные песни по ходу свадебной игры. Это было своеобразное театрализованное действо, длившееся несколько дней, а иногда и недель. Центральную тему свадебной драмы составляло бесправное положение девушки и женщины в старинной патриархальной семье.

В круг календарных и свадебных песен входили: ритуальные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями заклинательные, игровые, корильные песни. А также к календарным относятся подблюдные песни-гадания.
— Ритуальные песни. Основная примета поэтического содержания ритуальных песен — отсутствие в них изображения человека. В центре внимания песен — обряд. Именно поэтому в них нет ни описаний природы, ни картин быта. Ритуальные песни исполнялись хором.

— От ритуальных песен отличаются заклинательные. С их помощью заклинались магические силы природы, способные дать человеку богатство, здоровье и счастье. Заклинательные песни исполнялись в календарных и свадебных обрядах. Они выражали то, что крестьянин считал важным в своей жизни.

— Обрядовое назначение величальных песен — в величании, прославлении участников ритуала. В центре внимания величальных песен человек.

Делятся на песни-описания создавать идеализированные образы и песни-повествования изображение действий участников обряда и окружающей их обстановки.

— Корильные песни. Цель исполнения корильных песен в том, чтобы высмеять участников обрядового действия, отругать за скупость, нежелание наградить певцов. В корильных песнях осмеянию подвергались жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы. Как и в величальных, в центре внимания корильных песен — человек, носитель пороков, или мифологическое существо например, Масленица.

— Игровые песни — это, прежде всего песни-действия.

Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент.

Потешки — это забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т.д. П. называются и песенки — приговорки, организующие эти забавы.

Читайте также:  Пропала дискретная видеокарта из диспетчера устройств

Прибауткой принято означать смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей.

Детские народные песни:

1 песни диалогические построены в форме вопросов и ответов или взаимных реплик, поочередно произносимых

2 песни кумулятивные незамысловатые сказки в стихах, или сказочные песенки

3 песни с припевом

4 песни-перегудки имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания.

Календарные песни, заклички и приговорки.

— заклички- связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы.

— приговорки- представляют собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Потешный фольклор прибаутки, небылицы, дразнилки.

— прибаутки — назначение развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников.

— небылицы — особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений — основанные на неправдоподобности, вымысле.

— дразнилки — форма проявления детской сатиры и юмора.

Игровой фольклор считалки, игры.

— считалки — задача — помочь подготовить, организовать игру.

—Драматические воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения

—Спортивные наличие соревнования, их цель — победа в состязании, усовершенствова-ние тех или иных спортивных навыков

—Хороводные по характеру движения их можно разделить на три основные группы: круговые, некруговые и хороводы-шествия.

1. Круглов Ю.Г. Обрядовая поэзия.

2. Попова Т.И. Русское народное музыкальное творчество.

3. Мельников М.Н. Детский музыкальный фольклор.

4. Виноградов Г.С. Детский фольклор.

Основные виды татарской народной музыки: песни тат. кйле ырлар — светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически, баиты, напевы дастанов и поэтических произведений в том числе и авторских, такмаки плясовые и игровы, танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Напевы внекультовой речитации чтения Корана в домашнем, особенно женском, кругу могут отличаться от общемусульманских.

Как и некоторые другие, татарская народная музыка одноголосна, её звуковая система чаще всего представляет ангемитонную пентатонику. Наиболее распространённый вокальный жанр — песня — имеет две основные формы иногда они сосуществуют в рамках одного произведения как запев и припев соответствующие двум основным формам текста — кыска ыр

короткая песня; 8-7 сложный стих и озын ыр длинная песня; 10-9 сложный стих.

С. Г. Рыбакова 1897, М. И. Султанова 1916, М. И. Берг 1923, А. В. Затаевича 1933, известных татарских фольклористов А. С. Ключарёва 1941, 1955, М. А. Музафарова 1964, М. Н. Нигмедзянова 1970, 1976, 1984, Дж. Х. Файзи 1971, З. Н. Сайдашевой 1979, Р. А. Вамба 1981.

13 Народные игры: классификация, основные источники изучения.

Классификация фольклориста Терещенко А.В. по половозрастному признаку.
— Детские игры соответствуют возрасту детей, просты в сюжетном отношении Сорока, Лошадка, Серый волк и т.д.

— Игры девические Мак, Тарелки, Жмурки и т.д.

— Игры мужские Мяч, Пыж, Кулачный бой и т.д.

— Игры обоего пола + выделил весенние и летние хороводы.

Классификация В.Н. Всеволодского- Гернгросса:

Драматические, спортивные, орнаментальные, а также промежуточные ступени между ними игры в войны и хороводы.

Игры бытовые. Эти игры В.Всеволодский-Гернгросс разделил на две группы: общественные и семейные.

Игры общественные — преимущественно игры в войну, сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события.

Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, женитьбу и семью эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети. Отличительной чертой их является хороводность, Т.е. наличие песенного сопровождения.

Игры орнаментальные. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением.

Песни поются очень разнообразно, но по своему содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод.

Спортивные игры. Они являются наиболее социально полезными из всех игр в целом, ибо спецификой их является тренировка тех или иных физических или умственных способностей.
Игры в шахматы, шашки.

Дата публикования: 2015-06-12 ; Прочитано: 21002 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Ссылка на основную публикацию
Работа с far manager
Фар менеджер - один из самых удобных файловых менеджеров, рассчитанный на работу с файлами и папками на дисках, прежде всего,...
Программы для поиска транспорта
Грузы Широкие возможности фильтров позволяют найти точно подходящую для вашего транспорта загрузку. Несколько тысяч свежих предложений. Каждый сможет найти себе...
Программы для полной очистки жесткого диска
Подборка программ, которые помогут очистить жёсткий диск Windows компьютера и его съёмные устройства от ненужных файлов. Эти инструменты помогут найти...
Работа с классами python
Серия контента: Этот контент является частью # из серии # статей: Этот контент является частью серии: Следите за выходом новых...
Adblock detector