Пока архитекторы, дизайнеры и бухгалтеры доказывают, что у Linux нет будущего в качестве настольной ОС (с точки зрения их собственных нужд и рабочих задач), есть как минимум одна сфера, в которой дистрибутивы Linux добились значительного прогресса.
Речь идет об использовании данной операционной системы в качестве основной рабочей среды в вузах, школах и колледжах. Образовательная система многих больших и малых стран мира уже не первый год успешно реализует локальные и национальные образовательные проекты на основе Linux. Давайте вместе посмотрим на 10 примеров внедрения этой ОС в быт обычных студентов, школьников и преподавателей. И кто знает, может быть, и в вашем вузе/школе/аспирантуре в ближайшее время появится аналогичный проект?
В помощники в сегодняшнем посте призову Википедию, в которой уже собрано немало примеров внедрения открытого ПО для задач не только науки, но и бизнеса, правительственных организаций и учреждений в разных странах. Впрочем, сегодня нас интересует исключительно образовательная сфера.
Linux — одна из основных ОС в большинстве технических вузов и научно-исследовательских центров по всему миру. Причин для такой популярности несколько: бесплатность, открытость, гибкая кастомизация и меньший уровень требовательности к пользовательским ресурсам по сравнению со многими коммерческими программными продуктами. Кроме того, в научно-исследовательской и образовательной среде немалую роль играют информационные кампании от крупных вендоров: одни только IBM и Dell сделали большой вклад в пропаганду и распространение ноутбуков, серверов и вычислительных систем на основе Linux.
Самые крупные проекты в сфере внедрения дистрибутивов Linux на сегодняшний день включают:
- Проект OLPCXO-1 : дешевый ноутбук, разработанный при участии специалистов из MIT, который предназначен для развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки в рамках программы One Laptop PerChild, цель которой — предоставить доступ к образованию, ИТ и интернету детям в школах даже самых бедных и технически неподготовленных стран.
- Школьное образование республики Македония: здесь закупили порядка 5 тыс. настольных ПК на основе Ubuntu для установки в 468 школах и 182 ИТ-лабораториях по всей стране (причем сделали это еще в конце 2005 года). В 2007-2010 годах программа была продолжена за счет установки сотен тысяч тонких клиентов в школах, вузах и научных лабораториях по всей стране, и снова — на базе Ubuntu.
- Образовательные системы Индии и Бразилии: каждая из стран закупила более 20 тыс. ПК на базе Linux для начальных и средних школ, чтобы удешевить модернизацию своей образовательной системы и при этом привить школьникам основы ИТ-грамотности и дать доступ в интернет даже самым бедным районам.
- Развитые страны также активно внедряют Linux, только уже не в школах, а в вузах: с 2006 года программы внедрения этой ОС и установки рабочих станций на базе Linux успешно работают на базе десятков вузов в США, Германии, России, Грузии, Швейцарии.
- Интеграция образования и власти: Китай закупил 1,5 млн компьютеров Linux Loongson PC в рамках поддержки отечественного производителя, развития технических возможностей для госучреждений и обеспечения доступа к ИТ в школах и вузах регионов своей страны.
Это только 5 конкретных примеров уже действующих проектов. Кроме того, Linux позволяет:
- Организовать компьютерные классы для обучения детей любого возраста вне стен школы или института основам информатики, программирования и использования интернет-технологий и сервисов без больших финансовых затрат.
- Перевести на единую платформу работу устаревших морально ПК в небольших сельских школах и библиотеках.
- Обучить представителей старшего поколения (ваших дедушек, бабушек, родителей и пожилых родственников) работе с ПК даже самой простой конфигурации, при этом без необходимости каждый раз бороться с "выловленными" вирусами и malware, которые ваши пожилые родственники "подцепили" по неопытности где-то в Сети.
- Собрать и внедрить единую кастомную сборку Linux под нужды конкретного образовательного учреждения, кружка, вуза или компьютерных курсов, отбросив все лишнее или наоборот — используя специфический софт для мониторинга, научных экспериментов, моделирования в математике, физике, химии, астрономии и т.д. (которого в различных дистрибутивах Linux более чем предостаточно).
- Сэкономить на ПО для образовательных, информационных и творческих целей (что бы там ни говорили, но есть только 2 пути: либо "пиратить" программное обеспечение, либо покупать его: и первое, и второе может обернуться немалыми финансовыми затратами в перспективе. Linux же предлагает третий путь).
А вы готовы перейти на Linux в процессе обучения или образовательной деятельности?