Расположиться на отдых собираться у друзей

Расположиться на отдых собираться у друзей

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

Я группа

Историческое чередование

С начала существования письменности в русском языке образовались слова – дублеты. Они имели одинаковое значение и сходные корни, однако в старославянских словах в корнях «не хватало» одной гласной (они были неполногласными), например: город – град, голос – глас, порох — прах и т.д. Со временем старославянские слова почти все ушли из языка, оставшись составной частью лишь в некоторых, например: златовласка, Кировоград и т.д. Проверять корни с полногласием нет необходимости, хотя многие из них «проверяются» при помощи однокоренных слов с полногласием и ударными гласными, например: Береговой – берег – прибрежный.

Таких сочетаний в корнях четыре : ере-реерег – брег), орора (город – град), ололаолова – глава) и елеле (пелена – плен). Оло чередуется ещё и с ла(молокомлечный).

Исторически слова – дублеты — это чередование гласных в корне, проверять при помощи ударения их не обязательно, достаточно вспомнить дублет, например: в слове дерево не обязательно искать проверочное слово (деревья), можно привести в пример дублет древесина, и увидеть чередование ере – ре.

Выбор гласной зависит от ударения.

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

В корнях -гор- , -твор- и -клон- только о: гореть , творить и склонить; -зар- и -плав- только а: заря и поплавок. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

Я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

1) —скак –скоч-_(со значением скачка, подскока)

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-,скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу

2) -лаГ- – а, -лоЖ- – о: излагать – изложить; -роС- – о, -раСТ-, -раЩ- – а: вырос – расту, выращу, росли растение, выращены. Исключения:полог; росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-(рос-)!например. в слове растворить есть приставка РАС- и корень с чередованием –ТВОР-

Я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться. Фея коснулась тыквы. Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание; здесь нет корня с чередованием; кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

-е-/-и-: «семейные» -бер- – -бир-а-: уберу – убираю -дер- – -дир-а-: удеру – удираю -мер- – мир-а-: умереть – умирать -пер- – -пир-а-: запереть – запирать -тер- – -тир-а-: утереть – утирать «театральные» -жег- – -жиг-а-: зажег – зажигать -блест- – -блист-а-: блестеть – блистать -стел- – -стил-а-: стелить – застилать -чет- – -чит-а-: счет – считать (но: счёт – под ударением пишем то , что слышим). Исключения: чета, сочетание.
В сочетаниях букв -има-, -ина- пишется -и-: снимать (снять), пожинать (пожать)

Я группа

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. -ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое: Разровняй складочки.
2 x 2 + 5 y = 0

Исключения:

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

уровень (отметка, равная какому-то значению),

-мак- – погружение в жидкость: обмакни кисточку -мок- – все остальное: непромокаемый плащ; намокает под дождем

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

излага’ть – изложи’ть запира’ть – запереть загора’ть непромокаемый (плащ)
собирательный образ соберутся компанией блестеть на солнце блистать в обществе касаться проблем коснуться вопроса выращенный росток выросли в деревне предполагаемые планы предположить худшее (чуть) пригоре’ть озаренный радостью отворить ворота юные пловцы хорошая плавучесть непромокаемая обувь обмакнуть в чернила уровень знаний равноценные работники поклониться знакомому
Читайте также:  Как найти видеокарту на компе

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

Прилагаемые усилия легкое прикосновение блистающий на балу вымокший под дождем уровнять в правах сочетание звуков непромокаемый тент ровесник века вьющееся растение загореться от искры замереть от восторга разжигать вражду
отпирать замок приберу в квартире удирать от хулигана блеснула молния обгоревшее дерево зажигать огонь замирать от страха блестеть на солнце принимать присягу прилагать документ собираться с друзьями запереть дверь

Вариант I (1 уровень сложности): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: (2 уровень сложности) осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Расположиться на отдых, собираться у друзей, разгорелся спор, застелить постель, прилагаемые усилия, блистать в обществе, убирать комнату, упираться ногами, коснуться вопроса, написать изложение, загорелась бумага, обжигать пальцы, отвратительный ростовщик, вытереть посуду, растирать ушиб, сгореть от стыда, выращенный росток, протереть окна, обгоревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она убирает квартиру, отдирает всю грязь, стирает пыль, запирает шкафы, застилает постели, а потом зажигает лампу и любуется, как все блестит. Она не считается с тем, что просто умирает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уберет, грязь отдерет! Неужели трудно ему запереть шкаф, застелить постель, протереть стол, чтобы все сияло и блестело? Не умер бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Выделите их графически.

Наслаждение, предлагать, неувядающий, обмокнуть, загорать, карнавал, акварель, располагать, удивление, багровый, росток, стадион, прославлять, аромат, замереть, растительный, фонтан, озарение, возраст, кровать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
от согласной в корне от наличия/отсутствия ударения от суффикса -а- после корня от лексического значения
Замирать +
Сравнить +
Загар +
Равнина +
Продираться
Сровнять +
Растительность +
Непромокаемый +
Заря +
Обмокнуть +
Прикосновение +
Запереть +
Загорелый +
Блестеть +
Отрасль +
Подложить +
Выращенный +
Росток +
Касание +

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

в) пригореть;

2. В каком слове пишется буква о?

3. В каких словах пишется буква о?

Дидактический материал

Предлагаем познакомиться с системой заданий на одну из трудных тем русской орфографии, учитывающей разный уровень подготовки учеников.

На наших уроках широко применяются различные схемы, таблицы, графическое комментирование – они помогают осознанно овладеть грамматическим материалом.

В тренировочных упражнениях задания располагаются по степени нарастания трудностей.

Данные задания можно использовать для закрепления в 6-м классе, а также для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку в 9-х и 11-х классах.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Безударные гласные корня,
проверяемые ударением чередующиеся не проверяемые ударением
глота’ть – гло‘тка убирать кастрюля

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

Читайте также:  Fallen lords другой мир

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

-гор- и -клон- только о: гореть и склонить;

Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Заря. В небе разгораются зарницы. На берегу горит костер. Ивы наклонились над озаренной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплавок.

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

раст

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас-!

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

о-/-а: кос – кас: коснуться – касаться.

Палочка касается тыквы.

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

-бер- – -бира-: уберу – убираю

-дер- – -дира-: удеру – удираю

-мер- – мира-: умереть – умирать

-пер- – -пира-: запереть – запирать

-тер- – -тира-: утереть – утирать

-блест- – -блиста-: блестеть – блистать

-стел- – -стила-: стелить – застилать

-жег- – -жига-: зажег – зажигать

-чет- – -чита-: счет – считать

Исключения: сочетать, сочетание.

В сочетаниях букв -има-, -ина-
пишется -и-:
снимать (снять), пожинать (пожать)

Написание гласной в корне зависит от значения слова

-равн- – пишется в словах, означающих равенство:

Реши уравнение.

-ровн- – в словах, означающих что-то ровное, т.е. гладкое:

Разровняй складочки.

2 x 2 + 5 y = 0

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно),

уровень (отметка, равная какому-то значению),

-мак- – погружение в жидкость:

обмакни кисточку

-мок- – все остальное:

намокает под дождем

-скак- – много раз или долго:

скакать на лошади

-скоч- – один раз или быстро:

проскочить через обруч

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-,скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

Новый материал объединен в таблице.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

запира’ть – запереть

непромокаемый (плащ)

блестеть на солнце

блистать в обществе

выросли в деревне

предположить худшее

обмакнуть в чернила

поклониться знакомому

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

бл_стающий на балу

вым_кший под дождем

ур_внять в правах

соч_тание звуков

заг_реться от искры

зам_реть от восторга

разж_гать вражду

приб_ру в квартире

уд_рать от хулигана

заж_гать огонь

зам_рать от страха

бл_стеть на солнце

соб_раться с друзьями

зап_реть дверь

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Читайте также:  Как на ноуте настроить микрофон

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Зам_рать

Ср_внить

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит
Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер, Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а?

в) приг_реть;

2. В каком слове пишется буква о?

3. В каких словах пишется буква о?

4. В каких словах пишется буква а?

5. В каких словах пишется буква о?

а) Вым_кнуть под дождем;

б) вым_кать в воде;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а?

в) р_внять (дорожки);

7. В каких словах пишется буква а?

а) Оз_рять;

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е?

а) Поч_тать книгу;

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а?

2. В каких словах пишется буква о?

3. В каких словах пишется буква а?

4. В каких словах пишется буква о?

5. В каком слове пишется буква е?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

7. В каких словах пишется буква о?

8. В каких словах пишется буква и?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Ответы

Расположиться ( кор. ЛОЖ), собирать ( корень БИР), разгорелся ( корень ГОР), застелить ( кор СТЕЛ), прилогаемые ( ЛОГ), юлистать ( БЛИСТ), убирать ( БИР), упираться, ()ПИр), коснуться ( КОС), ростовщик ( искл), росток (искл)

Расположиться на отдых(лож, потому что нет "а"), собираться у друзей(бир потому что "а"), разгорелся спор(гор потому что ударение не на корне), застелить постель(потому что е после корня), прилагаемые усилия (потому что есть буква а), блистать в обществе (есть суффикс а), убирать комнату(бир потому что а), упираться ногами(суффикс а), коснуться вопроса(нет суффикса а), написать изложение(нет суф. а), загорелась бумага(ударение не в корне), обжигать пальцы (есть суф. а), отвратительный ростовщик (слово исключение), вытереть посуду(нет суф. а), растирать ушиб(есть суф. а), сгореть от стыда(ударение не в корне), выращенный(ращ всегда пиши а), росток(исключение), протереть окна(нет суф. а), обгоревшая свечка(ударение не в корне).

Ссылка на основную публикацию
Работа с far manager
Фар менеджер - один из самых удобных файловых менеджеров, рассчитанный на работу с файлами и папками на дисках, прежде всего,...
Программы для поиска транспорта
Грузы Широкие возможности фильтров позволяют найти точно подходящую для вашего транспорта загрузку. Несколько тысяч свежих предложений. Каждый сможет найти себе...
Программы для полной очистки жесткого диска
Подборка программ, которые помогут очистить жёсткий диск Windows компьютера и его съёмные устройства от ненужных файлов. Эти инструменты помогут найти...
Работа с классами python
Серия контента: Этот контент является частью # из серии # статей: Этот контент является частью серии: Следите за выходом новых...
Adblock detector