Предварительное следствие в овд

Предварительное следствие в овд

В деятельности следственных аппаратов различных ведомств большое значение имеет определение пределов компетенции и разграничение полномочий. Главным регулятором в этих вопросах являются требования УПК. Следователи органов внутренних дел расследуют дела: о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и другие преступления. Следственный аппарат органов внутренних дел входит в структуру Министерства внутренних дел РФ и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации установлено, что Следственный комитет при МВД РФ является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД РФ.

Положением об органах предварительного следствия определены следующие их задачи:

  • — обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
  • — организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел РФ.

Данные задачи реализуются в форме расследования конкретных уголовных дел, возбуждаемых следователями и органами дознания; раскрытия преступлений; возмещения ущерба, причиненного преступными действиями; выявления и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Кроме этого, органы предварительного следствия анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей; разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия и методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность; обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; выполняют и другие функции по обеспечению деятельности органов предварительного следствия.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

  • — Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;
  • — Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;
  • — следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;
  • — следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет замминистра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства РФ. В составе центрального аппарата существуют управления и отделы, которые осуществляют деятельность по руководству нижестоящими следственными подразделениями. В следственных подразделениях имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

В соответствии с приказом МВД РФ разработана типовая структура следственного управления (отдела) СУ, УВД, УВДТ:

  • — заместитель министра внутренних дел, зам. начальника УВД;
  • — отдел зонального контроля;
  • — организационно-методический отдел;
  • — Управление (отдел) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть);
  • — канцелярия.

Деятельность следственных подразделений этого уровня сосредоточена на организационно-методическом руководстве деятельностью подчиненных следственных подразделений и процессуальном контроле за производством предварительного следствия. Нижестоящим звеном органов предварительного следствия в составе МВД являются отделы, отделения, группы при органах внутренних дел в районах, городах, округах и других формированиях этого уровня, которые расследуют подавляющее число преступлений. В их штатах состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника горрайоргана внутренних дел — начальник следственного отдела.

Функциональные обязанности помощника следователя определяет руководитель органа предварительного следствия. Обязанности помощника следователя:

  • — совместно со следователем осуществляет проверку материалов для решения вопросов о возбуждении уголовного дела, в связи, с чем имеет право выполнять весь комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством для подследственной проверки поступивших заявлений, сообщений о преступлениях;
  • — выполняет техническую работу по процессуальному оформлению отдельных следственных действий и уголовных дел;
  • — осуществляет розыскные мероприятия и другие действия, направленные на изучение личности обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • — поддерживает связь с общественностью, докладывает уголовные дела в трудовых коллективах;
  • — по указанию следователя и под его контролем выполняет отдельные несложные следственные действия, а также может быть включен в состав следственно-оперативной группы.

Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам.

Основные задачи следственного отдела:

  • 1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
  • 2. Разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
  • 3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
  • 4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений.
  • 5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
  • 6. Учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий.
  • 7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
  • 8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей. Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения.
  • 9. Документы первичного учёта. Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию — необходимое условие для составления отчётов о деятельности органов внутренних дел. Первичный учёт преступлений — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах социального контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.

Первичный учёт преступлений заключается в фиксировании следователем или работником дознания основных сведений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме — единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке. В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учёта по карточной или списочной форме.

Совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших» введены в действие следующие документы первичного учёта: на выявленное преступление (форма № 1); о результатах расследования преступления (форма № 1); на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма № 1); на лицо, совершившее преступление (форма № 2); о движении уголовного дела (форма № 3); о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4); о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

В документах первичного учёта содержится обширная информация по разнообразным признакам, характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны преступления, с другой — процессуальные, криминалистические аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию преступлений. Учёт преступлений ведётся путём заполнения следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления по каждому ставшему им известным преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица. Указанная карточка заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом. Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрированное. Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел.

Читайте также:  Как закрепить строку в ехел

Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их движения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное преступление и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу процессуального решения. Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами. Их соблюдение очень важно, поскольку документы первичного учёта являются исходным материалом для составления официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

Приказом министра внутренних дел РФ «Об утверждении форм статистической отчётности» введены следующие отчёты:

  • — оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений;
  • — отчёт о численности осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;
  • — отчёт о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
  • — отчёт о нанесённом материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.

Отчёты и главные показатели составляются на основании установленных в органах внутренних дел документов первичного учёта работы следователей.

10. Процессуальные действия и документы. В ходе прохождения практики я присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого.

Допрос обвиняемого происходил в присутствии адвоката, следователя и двух оперуполномоченных. В нашем случае обвиняемый был мужчина, которому инкриминировался разбой. В ходе допроса он сообщил все, что ему было известно. После допроса был совершен выезд на место происшествия, где обвиняемый подробно показал все, о чем он говорил на допросе. Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке. Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.

Также, в ходе прохождения практики, я составлял план расследования уголовного дела, определял методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей, определял круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Вносил предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий. Под руководством следователя участвовал в допросах, осмотрах места происшествия, выемках, обысках и других следственных действиях. От его имени составлял протоколы этих действий, проекты постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения.

Во время прохождения практик я ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Кроме этого, я ознакомился с несколькими уголовными делами, находившимися на стадии расследования. Я имел возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Протокол — официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

  • 1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • 2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст.ст.177, 178, 181-183, частью пятой ст.185, частью седьмой ст.186, ст.ст.193, 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст.170 УПК РФ. Также, за время прохождения практики, я ознакомился с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.

Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика экспертного исследования, т.е. система научно-обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры). Назначение экспертизы оформляется постановлением следователя. В постановлении должны быть указаны основания назначения экспертизы, кому она поручается и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. В постановлении должны быть чётко сформулированы вопросы, требующие заключение эксперта. Заключение эксперта состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части указывается наименование экспертизы, приводятся сведения об эксперте, перечисляются поступившие на экспертизу материалы. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования, а также дается научное толкование установленных фактов. Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, вправе по собственной инициативе сделать в заключении вывод по вопросам, которые перед ним не ставились, если они имеют, по его мнению, значение для дела.

Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем. На каких бы точных научных данных не был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя (ст. 80 УПК). В нашем случае экспертиза была назначена в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), связанного с наездом на пешехода. Практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы.

В постановлении о назначении автотехнической экспертизы излагаются следующие исходные данные:

  • 1. Тип (марка) транспортного средства (ТС), число пассажиров, масса груза, техническое состояние.
  • 2. Дорожные условия: тип покрытия, продольный профиль, ширина проезжей части, состояние покрытия (сухое, мокрое, грязное, снег, лед и т.д.).
  • 3. Характер наезда — в процессе торможения или без него, какой частью ТС контактировало с пешеходом, координаты места контакта относительно габаритов ТС.
  • 4. Наличие следов: длина следа торможения (юза) и до оси каких колес он замерен, наличие следов наката после торможения и их длина (могут быть следы заноса и разворота, указать их длину).
  • 5. Указать место наезда и его удаление от начала или конца следа юза, общую длину следа торможения или расстояние перемещения ТС в заторможенном состоянии после наезда до полной остановки.
  • 6. Установить, с какого момента возникла опасность для движения, а, следовательно: путь пешехода, время движения, направление движения (под углом к осевой линии), время на остановку (если она была) пешехода при переходе дороги.
  • 7. Расстояние видимости пешехода с рабочего места водителя.
Читайте также:  Почему компьютер не сохраняет файлы

Глава 1. Предмет, система и задачи учебной дисциплины

«Предварительное следствие в органах внутренних дел»

Глава 2. История развития органов предварительного следствия в России.

Органы предварительного следствия в современной России Глава 3. Нравственные и правовые начала в деятельности следователя. Следственная этика

Глава 4. Научная организация труда следователя Глава 5. Планирование расследования преступления. Статистика и учет в работе следователя

Глава 6. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Предмет, система и задачи учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел»

Объективная необходимость повышения качества образования и подготовки специалистов к определенному виду профессиональной деятельности выдвигает дополнительные требования к содержанию учебных дисциплин и специальных курсов учебных заведений системы МВД России, одно из которых — прикладная направленность процесса обучения с учетом будущей профессиональной специализации выпускников.

Любая учебная дисциплина имеет целью предоставить учащимся реальную возможность получить определенного рода знания, научиться правильно, гибко и динамично оперировать полученной суммой знаний, приобрести навыки их эффективного применения на практике.

Содержание фактического материала, подлежащего изучению в рамках той или иной учебной дисциплины, в значительной мере предопределено ее предметом, т.е. тем кругом объектов, явлений, процессов, для изучения и научного объяснения которых эта дисциплина существует.

В свою очередь, содержание предмета учебной дисциплины «Предварительное следствие в органах внутренних дел» определяет специфику организации и проведения учебных занятий, требует использования форм, методов и средств обучения, позволяющих успешно формировать и совершенствовать профессиональноприкладные умения и навыки учащихся.

Рубцов Валерий Григорьевич

кандидат юридических наук

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ». НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СЛЕДОВАТЕЛЯ

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 1

по дисциплине «Предварительное следствие в органах

внутренних дел» для курсантов, обучающихся по

специальности 030501.65 Юриспруденция

Рецензенты:

Казанцев Д.А. – преподаватель кафедры криминалистики Барнаульского юридического института МВД России, к.ю.н., майор милиции.

Кузнецова Т.Г. – заместитель начальника отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами, СЧ РОПД СУ при УВД по г. Барнаулу, подполковник юстиции.

Лекцию разработал:

Преподаватель кафедры уголовного процесса, к.ю.н.

подполковник милиции В.Г. Рубцов

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса 10 мая 2011 года. Протокол № 27.

Начальник кафедры уголовного процесса, к.ю.н.

подполковник милиции Л.В. Черепанова

Цели лекции:формирование у курсантов представления о целях и задачах, структуре учебной дисциплины; усвоение основных понятий дисциплины — «следственная деятельность», «организация расследования»; усвоение курсантами знаний об основных факторах, влияющих на работу следователя, основных видах следственной деятельности; формирование установки на приобретение практических умений и навыков, необходимых в следственной работе.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Вопрос 1. Предмет дисциплины. Основные понятия: следственная деятельность и организация расследования.……………………………………………. 7

Вопрос 2. Система и задачи учебной дисциплины ……………………………. 12

Вопрос 3. Научная организация труда следователя…………………………. 15

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001 г. № 174-ФЗ. (в ред. от 23.07.2010).

3. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12.08.1995 г. Принят ГД ФС РФ 05.07.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 26.12.2008).

4. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия с системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 (в ред. от 12.01.2010).

5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 № 1422: приказ МВД от 04.01.1999 № 1.

6. О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов: приказ МВД РФ от 02.03.2009 № 10.

7. Приказ МВД РФ от 26.03.2008 № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

8. Об утверждении форм статистической отчетности: приказ МВД России от 16.07.2002 № 679.

1. Белицкий, В.Ю. Уголовное судопроизводство (основные понятия и термины): учебно-методическое пособие / В.Ю. Белицкий, С.В. Кравцова, А.Е. Кригер и др. — Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. — 76 с.

2. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. — СПб.: Питер, 2006. — 480 с.

3. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. — М.: Высшее образование, 2007. — 441 с.

4. Носов, А.В., Корнелюк, В.С., Кулагин, Н.И. Организация следственной работы: учебное пособие / А.В. Носов, В.С. Корнелюк, Н. И. Кулагин. — М.: ЦОКР МВД России, 2009. — 248 с.

5. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 319 с.

6. Смирнов, А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – СПб.: Питер, 2006. – 699 с.

7. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: Учебник / Н.Г. Шурухнов. — М.: Юрист, 2006. — 639 с.

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время вы уже изучили основные юридические дисциплины: теорию права и государства, уголовное, гражданское, административное право, гражданское и уголовное процессуальное право, криминалистику. В ходе стажировок вы получили определенное представление о том, как применяются юридические знания в практической деятельности ОВД.

Вы уже обладаете достаточным набором теоретических знаний, необходимых юристу. Однако сказать о том, что вы готовы самостоятельно работать в качестве юристов и, особенно, в качестве следователей, пока еще нельзя. В всех видах деятельности специалист считается подготовленным, когда он не только получил необходимый набор знаний, но и научился самостоятельно применять их для решения практических задач.

Сейчас вас можно сравнить с хирургом, который выучил анатомию, описание различных болезней, свойства медпрепаратов, но не разу не держал в руках скальпель. Конечно, такого специалиста назвать хирургом можно весьма условно.

Дисциплина, которую мы начинаем изучать, предназначена, в первую очередь именно для того, что бы научиться применению полученных знаний в условиях приближенных к обстановке, в которой протекает процесс расследования преступлений.

Эта дисциплина довольно молода. Впервые она начала преподаваться в Волгоградской высшей следственной школе МВД СССР в 80-х годах прошлого века, и длительное время преподавалась только в этом учебном заведении. Похожая дисциплина, но с большим акцентом на управленческую сторону следственной работы стала преподаваться в Академии управления МВД, где велась подготовка руководителей высшего звена следственных подразделений страны. Первоначально она преподавалась в форме спецкурса в общем объеме 20-40 часов.

И лишь относительно недавно в рабочие учебные подготовки специалистов в системе МВД по специальности «юриспруденция» было включено обязательное изучение данной дисциплины. Она является профилирующей дисциплиной по данной специальности, так же как и «Теория оперативно-розыскной деятельности» для специальности «Правоохранительная деятельность».

В своей повседневной работе следователь обычно не задумывается, что в какой-то момент он применяет положения уголовного права, в другой – уголовного процесса, в третий – криминалистики и т.п. Опытный следователь использует свой теоретический багаж комплексно, превращая имеющиеся знания в своеобразный единый «сплав».

Однако при преподавании криминалистики, уголовного процесса, других дисциплин такой комплексности добиться трудно, т.к. они, хотя и учитывают межпредметные связи, но все же «действуют» в рамках своих предметов. Нужна была новая учебная дисциплина, которая интегрировала бы разные отраслевые знания о следственной деятельности, и при этом, с позиций практического обучения. Такой дисциплиной стало «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

Читайте также:  Телефон не подключается к ноутбуку через usb

ВОПРОС 1.

Предмет дисциплины. Основные понятия: следственная деятельность

и организация расследования

Определить предмет любой науки, дисциплины, значит показать какие стороны и отношения объективного мира она исследует, какие явления, события, факты интересуют ее, т.е. изучением чего именно занимается данная дисциплина. Правильное определение предмета позволяет:

— наметить границы исследования, избежать их искусственного сужения или расширения;

— установить точки соприкосновения со смежными областями знания, устранить неоправданное дублирование;

— определить конкретные методы и средства изучения познаваемых явлений (поскольку разные объекты и явления изучаются по-разному).

Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» изучает организационную сторону следственной деятельности.

Поэтому прежде, чем формулировать определение ее предмета, кратко рассмотрим понятия «деятельность», «следственная деятельность», «организация», «уровни организации».

Деятельность является основным способом взаимодействия человека с внешним миром сознательная, целенаправленная активность по изменению и преобразованию природной и социальной действительности.

Конкретные виды и формы деятельности весьма разнообразны. Они определяются потребностями общества. Умственный и физический труд, социально-политическая, организаторская, педагогическая работа, научное, художественное и техническое творчество – все это разные виды и формы деятельности.

Потребностями общества служит и такой специфический вид человеческой активности, как деятельность по расследованию преступлений. В настоящее время эта целенаправленная активность проявляется в следственной деятельности, деятельности по дознанию.

Следственная деятельность — это система действий специально уполномоченных лиц по познанию событий, содержащих признаки преступлений, с помощью предусмотренных уголовно-процессуальным законом и разработанных криминалистикой, юридической психологией средств и методов.

Специфика этого вида деятельности состоит в том, что:

— она направлена на изучение преступного события, имевшего место в прошлом;

— ее вправе осуществлять только компетентные лица, которые могут, применять ограниченные (в смысле, не любые) средства и методы;

— а также в том, что следователь – это одновременно и исполнитель, и организатор.

Следственная деятельность – разноплановый и многосторонний вид человеческой активности, имеющий ряд аспектов: а) правовой; б) управленческий; в) психологический; г) профилактический; д) информационный; е) организационный и др.

Любая отдельно взятая наука не в состоянии «охватить» все ее стороны. Следственная деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин: уголовно-процессуальной, управленческой науки, криминалистики, юридической психология и др. В рамках своих предметов занимаются исследованием тех или иных сторон данного вида деятельности.

«Предварительное следствие в ОВД» изучает организационный аспект следственной деятельности, ее организацию. Что же такое организация?

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений.

Во-первых, под организацией понимается внутренняя упорядоченность, согласованность отдельных частей целого, обусловленная его строением. Например: внутренняя организация государства (допустим, взаимоотношения органов власти и управления) или организация производства на каком-то предприятии (т.е. согласованность и взаимодействие отдельных технологических циклов, цехов, участков и т.д.).

Во-вторых, данный термин употребляется для обозначения группы людей, объединенных тем или иным образом для решения практических задач. Например: межгосударственные, государственные и негосударственные учреждения, общественные формирования или неформальные объединения (в том числе преступные организации).

В-третьих, под организацией понимается совокупность действий, процесс создания надлежащих условий для выполнения какой-то работы или для функционирования какой-то системы. Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД», исследуя организационную сторону расследования, как правило, оперирует третьим значением этого термина.

Вообще организация расследования преступлений как явление имеет несколько уровней – от организации деятельности всех учреждении, имеющих отношение к расследованию, до организации расследования единичного преступления.

Остановимся подробнее на уровнях организации расследования.

1 (высший) уровень: организация расследования на уровне следственных аппаратов всех ведомств, осуществляющих расследование преступлений. Средствами организации здесь являются законы, указы, ведомственные нормативные акты. Субъектами организации выступают Государственная Дума, Президент, Министр, Начальник СК при МВД России и другие управомоченные на то субъекты.

2 уровень: организация расследования в масштабах определенной административно-территориальной единицы (следственные управления, отделы и отделения СУ при МВД, УВД, РОВД). На этом уровне организация расследования преступлений выступает как управление определенным родом деятельности и изучается наукой управления. Субъектами организации являются соответствующие должностные лица следственных аппаратов, управомоченные издавать приказы и распоряжения.

3 уровень: организация расследования конкретного преступления. На этом уровне организация заключается в создании необходимых условий для раскрытия и расследования конкретного преступления с учетом имеющихся сил и средств. Субъект организации на данном уровне – следователь или руководитель следственной группы.

Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» изучает организацию на уровне конкретного акта расследования, т.е. исследует комплекс мероприятий, создающих необходимые условия для осуществления расследования отдельного преступления.

При этом вид и категория преступления хотя и учитывается, но не являются основополагающим. Главное – выявить общие положения организации процесса расследования как специфического вида деятельности.

Важнейшей задачей любой отрасли знаний является познание и конкретизация каких-либо объективных законов. Существование любой отрасли знаний оправдано лишь в том случае, если она вскрывает закономерности объективной действительности. В противном случае получаемая информация превращается в хаотичное нагромождение фактов, которые могут возникать систематически, либо иметь случайный характер.

Закономерность – это регулярное повторение определённых связей между группами объектов и явлений; стабильность их свойств; постоянство отношений, возникающих между группами явлений, объектов. Любая отрасль знаний направлена на познание «своих» закономерностей и только в этом случае её результаты можно использовать в практической деятельности.

«Предварительное следствие в ОВД» пока еще не является самостоятельной наукой. Однако, любая учебная дисциплина также должна быть ориентирован на изучение определённых и регулярных связей, возникающих между отдельными элементами той стороны действительности, которые она рассматривает.

Рассматриваемая дисциплина рассматривает закономерности организации деятельности следователя, следственной группы, организации взаимодействия с другими службами, использования помощи граждан, а также закономерности подготовки и производства отдельных следственных действий или тактических операций.

Таким образом, предметом настоящей дисциплины являются закономерности организации следственной деятельности на уровне конкретного акта расследования. Она вычленяет и изучает организационный аспект следственной деятельности, представляющей из себя многостороннее, специфическое явление.

Рассмотрим особенности настоящего учебной дисциплины для более полного уяснения ее сущности и содержания.

1. Комплексный характер.Мы уже с вами сказали о том, что невозможно организовать расследование без использования достижений целого ряда наук: уголовно-процессуальной, криминалистической, управленческой, психологической и др.

Комплексный характер изучаемой дисциплины заключается в том, что она синтезирует положения различных отраслей знаний применительно к организации следственной деятельности. Именно поэтому «Предварительное следствие в ОВД» преподаётся на завершающем этапе обучения.

2. Практическая направленность.Прикладной характер проявляется в том, что дисциплина изучает практическое применение следователем теоретических принципов организации следственной деятельности. Если юридические науки являются «общими», одинаково значимыми для будущих прокуроров, следователей, судей и других юристов, то настоящая дисциплина специально адаптирована к потребностям следственной практики в органах внутренних дел. Она ориентирована на будущего следователя.

Важнейший принцип обучения в преподавании данной дисциплины — «учить профессии, а не учебной дисциплине».

3. Деятельностный подход.Многочисленными исследованиями давно установлен объём усвоения учебного материала:

— то, что человек слышит (например лекцию), он усваивает примерно на 10 %;

— то, что он видит (наблюдение действия «в натуре») — на 50%;

— но когда человек обучается, что-то делая сам (конспектируя лекцию, составляя учебный документ) — то он запоминает до 90 % материала.

Следователь тоже формируется и развивается как специалист в ходе соответствующей деятельности. Поэтому дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» построена так, чтобы овладение организацией расследования шло через деятельность – путём практического разрешения типичных задач, постоянно возникающих перед следователем.

Специфична роль преподавателя, обучающего данной дисциплине.Преподаватель при обучении в основном выступает в роли инструктора, следящего за выполнением практических заданий и корректирующих действия обучаемых.

ВОПРОС 2.

Система и задачи учебной дисциплины

Ссылка на основную публикацию
Почему телефон ночью быстро разряжается
Если телефон стал быстро разряжаться, это еще не значит, что виновата батарея. В 70% случаев пользователь сам настроил устройство таким...
Почему имя пользователя недоступно в инстаграме
Как быть, если такое имя пользователя Instagram уже занято, но соответствующий ему аккаунт кажется неактивным? Если имя пользователя, которое вы...
Почему индукционная плита щелкает
Если индукционная плита щелкает при работе, рекомендуется ознакомиться с особенностями работы техники. При уверенности, что устройство вышло из строя, не...
Почему телефон самостоятельно перезагружается
Постоянная и не запланированная перезагрузка смартфона на Android – раздражающая ошибка. Она порождает плохое настроение и желание расстаться с гаджетом....
Adblock detector