Полное и неполное ветвление алгоритма

Полное и неполное ветвление алгоритма

Команда ветвления в полной и неполной форме (урок 1)

(Данная разработка урока по теме «Команда ветвления в полной и неполной форме» составлена из расчета 1 час в неделю, информатика ведется только в 10 и 11 классах. До изучения этой темы в 10 классе обязательно рассмотрение темы «Алгоритм. Его свойства и способы записи», «Язык программирования Бейсик».)

Цель: рассмотреть команду ветвления в полной и неполной форме; выработать умения и навыки в составлении программ по блок-схемам и блок-схем по программам с командами ветвления

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с таинственными числами. Под каждым числом либо изображена геометрическая фигура, либо написан оператор. Вы должны ответить на вопросы, найти верный ответ и записать числа, соответствующие ответу, в таблицу:

Листочки с геометрическими фигурами и операторами языка программирования Бейсик

PRINT

INPUT

1. Эта геометрическая фигура используется в блок- схемах для обозначения начала и конца алгоритма.

2. Данная геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения любого вычисления.

3. Для вывода данных на экран в Бейсике используется этот оператор.

4. Этот оператор используется для ввода данных с клавиатуры.

5. Для очистки экрана в Бейсике служит этот оператор.

6. Для проверки условия используется эта фигура

7. Ввод-вывод данных на экран обозначается этой геометрической фигурой.

8. Этим оператором заканчивается любая программа.

Какая последовательность чисел у вас появилась во второй строке? Под этой последовательностью зашифровано одно слово. Попробуйте найти ключ и расшифровать это слово. Дайте определение.

Алгоритм – конечный набор точных и понятных предписаний (правил, инструкций, действий), позволяющих решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.

III Изучение новой темы.

Вспомним, как называется алгоритм, в результате которого обеспечивается выбор одного из двух возможных действий? Правильно, разветвляющимся. Такой алгоритм обязательно содержит условие и, в зависимости от результата выполнения условия, происходит выбор действия. Например: Если день рабочий, то идем в школу, иначе будем отдыхать. Если родители деньги дадут, то идем на дискотеку, иначе будем смотреть телевизор. Таких примеров мы можем привести много из обычной жизни и наук. К примеру, математика: Если у равностороннего четырехугольника углы прямые, то назовем его квадратом, иначе назовем его ромбом. Физика: Если удар упругий, то масса тела сохраняется, иначе масса изменяется

Давайте теперь определим, что же такое ветвление?

Ветвление – эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Рассмотрим команду ветвления в полной и неполной форме, содержащее одно и несколько действий на алгоритмическом языке, представленную в виде блок-схемы и на языке программирования Бейсик. Оформим в виде таблицы.

Неполная форма — это форма записи разветвляющегося алгоритма, в которой предусмотрены команды только в одной ветви, например, "да".

если-то пример

· Происходит проверка условия.

· Если x>0, то переменной "y" присваивается значение "sin(x)".

Читайте также:  Зрение один глаз плюс другой минус

· Иначе, то есть если x B, то происходит присваивание переменной "A" значения "A*2", а переменной "B", значение "1".

3. Иначе, т.е. если А Sк печать «Площадь квадрата больше» Если S

Цикл типа "Пока"
С предусловием С постусловием
Рис.1 Алгоритм работы продавца при обслуживании покупателей Рис.2 Алгоритм игры «угадай число»
Цикл типа "Для"
Рис. 3 Алгоритм учителя при проверке тетрадей учеников

При организации алгоритмов циклической структуры выделяют следующие понятия: параметр цикла – величина, с изменением которой связано многократное выполнение цикла; начальное и конечное значения параметра цикла; шаг цикла – значение, на которое изменяется параметр цикла при каждом повторении.

Цикл организуют по определенным правилам. Циклический алгоритм состоит из:

· подготовки цикла – действия, задающие начальные и конечные значения параметра цикла, шаг цикла;

· тело цикла – многократно повторяющиеся действия;

· условие продолжения цикла – определяется необходимость дальнейшего выполнения тела цикла. Если условие продолжения цикла перестало быть истинным, то выполнение цикла должно быть прекращено.

1.3.3.1. Циклический алгоритм типа "Для"

Циклический алгоритм типа "Для" — это такой циклический алгоритм, в котором число повторений известно.

Для организации циклов с известным числом повторений в языках Бейсик и Си используют оператор for .

ПРИМЕР 6:

Задание

Рассмотрим применение оператора цикла for на следующем примере, где начальное значение счетчика цикла = 1, конечное значение параметра цикла = 10, шаг равен 1:

Решение

Псевдокод K=6 нц от А=1 до 10 шаг 1 К=К+1 печать К кц Блок-схема

1.3.3.2. Циклические алгоритмы типа "Пока"

Циклический алгоритм типа "Пока" — это такой циклический алгоритм, действия которого будут выполнятся до тех пор пока выполняется заданное условие. В таких алгоримах, как правило, количество повторений тела цикла неизвестно.

Для организации циклов с неизвестным числом повторений в языке Си используют операторы whileиdo-while.

ПРИМЕР 7:

Задание

Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал дневную норму на 50% от нормы предыдущего дня. Через сколько дней спортсмен пробежит суммарный путь не менее 60 км?

Решение

а)ИСПОЛЬЗУЯ ЦИКЛ С ПОСТУСЛОВИЕМ:
Псевдокод S=10 N=1 нц с постусловием S = S + 0.5*S N = N +1 кц с постусловием если S 2 y=1/sin(2*x) Если y 0 k=k+1 кц печать k

1.4. Контрольные вопросы

1. Что такое алгоритм?

2. Что такое программа?

3. Перечислите свойства алгоритма.

4. Какие Вы знаете классы алгоритмов?

5. Кто такой исполнитель алгоритма?

6. Чем характеризуют исполнителя алгоритма?

7. Какие существуют способы описания алгоритма?

8. Перечислите наиболее часто используемые символы в блок-схемах.

9. Какие виды алгоритмов Вы знаете?

10. Перечислите формы записи разветвляющегося алгоритма.

11. Перечислите типы циклических алгоритмов.

12. Объясните работу цикла for.

ЗАДАНИЯ

1. ВАРИАНТ

1. Вычислить

2. Найти сумму членов ряда. На экран вывести значение суммы, число членов ряда, вошедших в сумму, и последний член ряда, вошедший в сумму. Точность считается достигнутой, если очередной член ряда окажется по модулю меньше заданного e.

Читайте также:  Метро исход дата выхода системные требования

с заданной точностью e = 10 -3

Дано: а, b, х, у.

Если а=b, вычислить .

Если а>b, напечатать а, в, х, у.

Если а p, вычислить

Если c=p, вычислить и напечатать значение функции

где x изменяется на интервале от 0 до 5 с шагом 0.25

Если вычислить и напечатать

2. ВАРИАНТ

1. Вычислить

2. Найти сумму членов ряда. На экран вывести значение суммы, число членов ряда, вошедших в сумму, и последний член ряда, вошедший в сумму. Точность считается достигнутой, если очередной член ряда окажется по модулю меньше заданного e.

с заданной точностью e = 10 -3

Дано:x, y, c

Если:x=0, напечатать “x=0”

Если x=0, вычислить и напечатать

Если x=0, вычислить

Если z>5, вычислить

Если z 5, вычисления закончить.

Если P 0, напечатать x,y,c

Если P 10, вычислить , вывести на печать z,х.

Дано a, b, c.

Если ,вычислить .

Если y>15 , вычислить и напечатать .

Если , напечатать a, b, c.

Если , вычислить и напечатать .

Дано: b, a, m.

Вычислить .

Если Z >0, вычислить значение функции

где x изменяется на интервале от -1 до 5 с шагом 0.2.

Вывести на печать только y>0, подсчитать и вывести на печать количество y -3

Дано: а, b с.

Вычислить .

Если , вычислить

Если р 0, найти и напечатать наименьшее из трех заданных неравных чисел а, b, с.

Дано : a , b .

Если a = b , напечатать “A = B “ .

Если a > b , вычисления закончить .

3. Дано: y, x, a, b.

Вычислить .

Если c 0,найти квадрат наибольшего из двух чисел а и b и вывести на печать признак N=1,если наибольшим является a , и N=2 в противном случае.

Если c=0, вычислить и напечатать

Дано: a, b.

Если a>b,вычислить значения функции ,

где изменяется на интервале от –1 до 10 с шагом 0,25 ,

напечатать только y>0, подсчитать и напечатать количество y 0, напечатать «z>0”.

Если z=0, вычислить и напечатать .

Дано: a, b,y

Вычислить:

Если y 0, вычислить

Если d=0, напечатать “d=0”

Если d>0, напечатать a,b,y.

Если d 0, вычислить ,напечатать значения x,y,t.

Если y£0,вычислить , напечатать x,t.

7. ВАРИАНТ

1.Вычислить

2. Найти сумму членов ряда. На экран вывести значение суммы, число членов ряда, вошедших в сумму, и последний член ряда, вошедший в сумму. Точность считается достигнутой, если очередной член ряда окажется по модулю меньше заданного e.

с заданной точностью e = 10 -3

Цель:

  • сформировать знания основных операторов алгоритмической структуры “ветвление”,
  • привить навык программирования с использованием операторов условных переходов для решения конкретных задач.

Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию.

Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

1. Организационный момент.

Задание 2.1. Найти ошибку в записи программы:

Программа с ошибками Исправленная программа
Programm Задача;

Var R, l, S – real

Write ln (ввести значение R)
Readln (R);
L = 2*Pi*R;
S = Pi * Sqrt (R);
Writeln (‘S=’, S:7);
Writeln (‘l=’, l:7);

End.

Program Zadacha;

Var R, l, S : real;

Writeln (‘ввести значение R’);
Readln (R);
L := 2*Pi*R;
S := Pi * Sqr (R);
Writeln (‘S=’, S:7:2);
Writeln (‘l=’, l:7:2);

3. Введение нового материала

Читайте также:  Как сохранить картинку из корела в jpg

Задание 3.1.Чтобы определить вид алгоритмической структуры, которую мы будем изучать на уроке, необходимо отгадать ребус:

Ответ: вЕТ вЛЕ НиЕ

Разветвляющимся называется алгоритм в котором порядок выполнения действий зависит от некоторого условия.

Общий вид блок-схем алгоритмической структуры “ветвление”

Задание 3.2. Составим блок схему сказочного алгоритма: “Поехал Иван – Царевич на сером волке за Жар – Птицей. Ехал он, ехал, глядь – перед ним лежит огромный камень. На камне надпись: “Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь…”

Задание 3.3. По условию в блок-схеме определить результат:

Ответ: 1 – кислая среда; 2 – щелочная среда; 3- нейтральная среда.

Синтаксис на языке программирования TurboPascal:

Полное ветвление: if then else ;

Неполное ветвление: if then ;

Если истинно (true), то выполняется , в противном случае (false) — .

— логическое выражение типа Boolean;

Если несколько, то они заключаются в скобки и объединяются ключевыми словами: and, or, not.

Математическая запись Запись на языке TurboPascal
=

=

В TurboPascal, если в качестве оператора должны выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin – end;

Задание 4.1. Даны два числа А и В. Найти наибольшее из них.

(Задача решается на основе этапов решения задач на ПК)

1. Постановка задачи Дано: А и В – целые

Найти: наибольшее из А или В

2. Математическая постановка задачи Если А>B, то А – наибольшее число, иначе В – наибольшее. 3. Разработка алгоритма

рис. 5.

4. Разработка программы на изучаемом языке программирования Язык программирования TurboPascal:

write (‘а=’); readln (a);

write (‘b=’); readln (b);

writeln (‘а — наибольшее’)
else
writeln (‘b — наибольшее’);

end.

5. Реализация программы на ПК и её отладка. 6. Тестирование
  • a=3 b= 4
  • b – наибольшее
  • a=4 b= 3
  • a — наибольшее

Задание 4.2. Дополним “Задание 4.1.”: найти наибольшее из трех заданных чисел А, В, и С.

Обратим внимание на отличие в записи блок-схемы и программы.

1. Постановка задачи Дано: А, В, С – целые

Найти: наибольшее из трех чисел

2. Математическая постановка задачи Если А>B и А>C, то А – наибольшее число.

Далее можно сравнить только два числа: если В>C, то В – наибольшее, иначе С – наибольшее.

3. Разработка алгоритма

рис. 6.

4. Разработка программы на изучаемом языке программирования Язык программирования TurboPascal:

Var a,b,c : integer;

write (‘а=’); readln (a);

write (‘b=’); readln (b);

write (‘c=’); readln (c);

if (a>b) and (b>c) then

writeln (‘а — наибольшее’)
else
iIf b>c then
writeln (‘b — наибольшее’)
else
writeln (‘c — наибольшее’);

end.

5. Реализация программы на ПК и её отладка. 6. Тестирование
  • a=3 b= 4 c=1
  • b – наибольшее
  • a=4 b= 3 c= 1
  • a – наибольшее
  • а= 3 b = 1 c=4
  • с – наибольшее

5. Подведение итогов.

Задание 5.1. Если а = — 3, то чему будет равно Z после выполнения фрагмента программы:

Ссылка на основную публикацию
Политическая ситуация в азербайджане
18 октября 2015, 14:05 В Азербайджане быстро растет число религиозных радикалов. Прибытие в Закавказье новых партий экстремистов, получивших боевой опыт...
Пленка для экрана монитора
Экраны защиты информации для экранов сохраняют конфиденциальность ваших данных. Посторонние не увидят ваш экран. Сохраните учетные данные, информацию о заработной...
Плинтус напольный мдф отзывы
Выбирая качественный материал для завершающего штриха в оформлении полового покрытия своего дома, люди отдают предпочтение такому товару, как МДФ плинтус....
Полное и неполное ветвление алгоритма
Команда ветвления в полной и неполной форме (урок 1) (Данная разработка урока по теме «Команда ветвления в полной и неполной...
Adblock detector