Прошел год, с тех пор, когда я последний раз воевал с гибридной графикой в Linux. Много всего изменилось с тех пор и забегая вперед, скажу, что в лучшую сторону. В этой заметке я расскажу о технологии Nvidia Optimus, что она даёт владельцам ноутбуков и какие неприятности готовит линуксоидам.
Содержание
Что такое Nvidia Optimus
Всем известно, что ноутбуки подразделяются на несколько классов: нетбуки, ноутбуки бизнес-класса, мобильные ноутбуки бизнес-класса, desktop replacement, игровые ноутбуки и т.д. Основная проблема видеоподсистемы ноутбука в том, что она может быть либо быстрой и потреблять много энергии, либо медленной и энергоэкономичной. Могла быть.
Nvidia решила эту проблему с помощью технологии Nvidia Optimus. Она может обеспечивать как высокую производительность, так и экономичность потребления питания. Суть технологии в том, что в системе есть две видеокарты: интегрированная маломощная карта от Intel, и дискретная производительная Nvidia. При этом первая работает постоянно, а вторая подключается по мере необходимости. Не просто подключается а, включается и выключается. Т.е. при отключении дискретной видеокарты она перестаёт потреблять питание.
Таким образом эта технология - по сути компромисс между интегрированным видео и дискретным, позволяющий получить все преимущества и того и того. Важно понимать один нюанс, переключиться полностью на дискретное видео невозможно, т.к. дискретная видеокарта не имеет собственного видеовыхода. Ее драйвер под Windows копирует просчитанные фреймы в интеловскую встроеную видеокарту которая единственная имеет видеовыход и к которой подключен дисплей ноута. Это хорошо иллюстрирует следующая картинка:
Естественно работать всё это будет не на любых компонентах, вот таблица совместимости:
Как узнать стоит ли Optimus?
Для этого из консоли linux надо выполнить следующую команду:
1
|
lspci
-
vnn
|
grep
`
`
`
[
030
[
02
]
]
`
|
Если вывод этой команды отображает две строки - значит да. В противносм случае - нет.
В предыдущих сериях
В прошлом году я пытался настроить работу гибридной графики на Vaio Z11 под Ubuntu 10.10. У меня это в полной мере не получилось. Ни о каком переключении видеокарт в реальном времени речи и не шло, по аппаратному switch’у на корпусе они также не переключались. При работе под Nvidia не регулировалась яркость экрана, она была на максимуме, а при работе под интегрированной видюшкой от Intel - Nvidia продолжала кушать аккумулятор.
Новое ядро
В этом году разработчики ядра обратили свой взор на проблему гиридной графики и технологии Nvidia Optimus. Было предложено несколько решения. Для переключения графики были созданы:
- vga_switcheroo
- bbswitch
Для управления двумя видеокартами:
- Bumblebee. Кстати в январе 2012 вышел Bumblebee 3.0, в котором сделали много всяких вкусностей
- Irinhide
Ну и несколько изменений в ядре, которые, по идее, должны поддерживать всё это безобразие:
- С версии 2.6.34 в ядре появилась поддержка vga_switcheroo
- Ubuntu 11.10 установилась на моём ноуте без патчинга ядра. Это была самая лучшая новость! Раньше я использовал патч от Адама для этого (Adam’s patch)
В этот раз (с Ubuntu 11.10) многие проблемы решились. Сразу заработал инсталлятор (не смотря на превышение лимита в 4Gb Ram), ОС установилась и нормально работала с встроенным видео. Однако, как это обычно бывает, пришлось многое что ещё сделать.
Bumblebee
Это проект поддержки использования дискретных карт на основе NVIDIA Optimus с проприетарными драйверами. Он - самый активно развивающийся проект на текущий момент. Недавно вышла версия 3.0. Позволяет вручную выгружать отдельные приложения на дискретную карту. Реализуется за счёт использования дополнительного X сервера для графической карты NVIDIA и пакета VirtualGL для трансфера данных между X серверами. Недавно была добавлена возможность отключения дискретной карты для некоторых моделей ноутбуков через acpi_call, когда она не используется. Дополнительно позволяет получить поддержку CUDA, поддержка VDPAU пока что не реализована. Проект создан и поддерживается Peter Lekensteyn из Нидерландов, за что выражаю ему респект, уважуху и огромное спасибо! Ведь сама Nvidia не стала думать о своих Linux пользователях.
Bumblebee и Ubuntu 11.10
Итак, задача стоит так же, как и год назад. Необходимо сделать так, чтобы постоянно была включена только встроенная видеокарта Intel, а Nvidia включалась и подключалась при необходимости. В этот раз мне удалось добиться положительного результата и вот как.
- Ставим свежую версию ОС. Сейчас это Ubuntu 11.10. Ждем 12.04
- Не ставим никаких драйверов для видео
- Накатываем все обновления
1sudo apt - get update && sudo apt - get upgrade - Ставим последнее stock ядро:
12sudo apt - get update && sudo apt - get dist - upgradesudo apt - get install mesa - utils - Устанавливаем Bumblebee по инструкции отсюда: /wiki.ubuntu.com/Bumblebee а именно:
12345sudo add - apt - repository ppa : bumblebee / stablesudo apt - get updatesudo apt - get install bumblebee bumblebee - nvidiasudo apt - get install virtualgl - libs : i386 libgl1 - mesa - glx : i386 libc6 : i386sudo usermod - a - G bumblebee $USER - Ставим правильный драйвер, т.к. тот, который идёт с Bumblebee не работает корректно.
123sudo add - apt - repository ppa : ubuntu - x - swat / x - updatessudo apt - get updatesudo apt - get upgrade nvidia - current - Перезагружаемся
Тестирование и бенчмарки
Для запуска приложения на дискретном видео выполняем команду:
1
|
optirun
firefox
|
Возникает логичный вопрос, а как же выключить дискретную видеокарту? Оказывается, начиная с версии 3.0, Bumblebee сам выключает дискретное видео, если оно не используется (пруфлинк). И больше не надо вручную включать/выключать его! Но никто не отменял возможность включить/выключить её вручную.
Посмотреть статус:
1
|
cat
/
proc
/
acpi
/
bbswitch
|
Выключить дискретное видео:
1
|
tee
/
proc
/
acpi
/
bbswitch
&
lt
;
&
lt
;
&
lt
;
OFF
|
Включить дискретное видео:
1
|
tee
/
proc
/
acpi
/
bbswitch
&
lt
;
&
lt
;
&
lt
;
ON
|
Для тестирования удем использовать команду:
1
|
optirun
glxspheres
|
Вот результаты для встроенного видео (Intel Corporation Core Processor Integrated Graphics Controller (rev 02)):
1
|
glxspheres
|
1
2
3
4
5
6
|
Polygons
in
scene
:
62464
Visual
ID
of
window
:
0x92
Context
is
Direct
OpenGL
Renderer
:
Mesa
DRI
Intel
(
R
)
Ironlake
Mobile
59.819769
frames
/
sec
-
60.528035
Mpixels
/
sec
40.436506
frames
/
sec
-
40.915274
Mpixels
/
sec
|
А вот для дискретного (nVidia Corporation GT216 [GeForce GT 330M] (rev a2)):
1
|
optirun
glxspheres
|
1
2
3
4
5
6
|
Polygons
in
scene
:
62464
Visual
ID
of
window
:
0x21
Context
is
Direct
OpenGL
Renderer
:
GeForce
GT
330M
/
PCIe
/
SSE2
157.950140
frames
/
sec
-
159.820270
Mpixels
/
sec
162.941359
frames
/
sec
-
164.870584
Mpixels
/
sec
|
Прирост в 3 раза! Так можно и в игры гонять теперь.