Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.
Тип определяет:
- возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
- внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
- операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.
В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.
Иерархия типов в языке Паскаль такая: —>
- Простые
- Порядковые
- Целые
- Логические
- Символьные
- Перечисляемые
- Интервальные
Простые типы данных
В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.
Идентификатор | Длина (байт) | Диапазон значений | Операции |
Целые типы | |||
2 | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, , |
|
1 | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, , |
|
2 | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, , |
|
1 | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, , |
|
4 | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, , |
|
Вещественные типы | |||
6 | 2,9×10 -39 — 1,7×10 38 | +, -, /, *, >=, , |
|
4 | 1,5×10 -45 — 3,4×10 38 | +, -, /, *, >=, , |
|
8 | 5×10 -324 — 1,7×10 308 | +, -, /, *, >=, , |
|
10 | 3,4×10 -4932 — 1,1×10 4932 | +, -, /, *, >=, , |
|
Логический тип | |||
1 | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, , |
|
Символьный тип | |||
1 | все символы кода ASCII | +, >=, , |
Перечисляемый и интервальный тип относятся к типам, определяемым пользователем и будут рассмотрены нами позже.
Дополнительные сведения о типах данных..
Порядковые типы, выделяемые из группы простых типов, характеризуются следующими свойствами:
- все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество;
- к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе;
- к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно;
- к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.
В языке Паскаль введены понятия эквивалентности и совместимости типов. Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:
- Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
- тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств. Например:
Менее строгие ограничения накладываются на совместимость типов. Так, типы являются совместимыми, если:
- они эквивалентны;
- являются оба либо целыми, либо действительными;
- один тип — интервальный, другой — его базовый;
- оба интервальные с общим базовым;
- один тип — строковый, другой — символьный.
В Турбо Паскаль ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов. Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам. Для этого используется конструкция Имя_Типа(переменная или значение)
Напрмер, Integer(‘Z’) представляет собой значение кода символа ‘Z’ в двухбайтном представлении целого числа, а Byte(534) даст значение 22, поскольку целое число 534 имеет тип Word и занимает два байта, а тип Byte занимает один байт, и в процессе приведения старший байт будет отброшен.
Волгоградский государственный педагогический университет
Кафедра алгебры, геометрии и информатики
Понятие данных является одним из ключевых в программировании, да и вообще в компьютерных науках. Грубо говоря, данные в информатике это информация, находящиеся в состоянии хранении, обработки или передачи, в какой-то отрезок времени. В машинах Тьюринга информация имеет тип, а он в свою очередь, зависит от рода информации.
Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом.
По способу представления и обработки типы данных бывают:
- простые
- структурированные
- указатели
- объекты
- процедуры
В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных.
Целочисленный тип
Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип.
Тип | Диапазон | Размер в байтах |
shortint | -128…127 | 1 |
integer | -32 768…32 767 | 2 |
longint | -2 147 483 648…2 147 483 647 | 4 |
byte | 0…255 | 1 |
word | 0…65 535 | 2 |
Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например:
Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления (/), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры.
Вещественный тип
В Паскале бывают следующие вещественные типы данных:
Тип | Диапазон | Память, байт | Количество цифр |
Real | 2.9e-39 … 1.7e38 | 6 | 11-12 |
Single | 1.5e-45 … 3.4e38 | 4 | 7-8 |
Double | 5.0e-324 …1.7e308 | 8 | 15-16 |
Extended | 3.4e-4932 … 1.1e493 | 10 | 19-20 |
Comp | -9.2e63 … (9.2e63)-1 | 8 | 19-20 |
Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат:
ln(x) – натуральный логарифм;
sqrt(x) – квадратный корень;
Логический тип
Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь). Здесь истине соответствует значение 1, а ложь тождественная нулю. Объявить булеву переменную можно так:
Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not , and, or, xor.
Символьный тип
Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу):
- как одиночный символ, заключенный в апострофы: ‘W’, ‘V’, ‘п’;
- указав код символа, значение которого должно находиться в диапазоне от 0 до 255.
- при помощи конструкции ^K, где K – код управляющего символа. Значение K должно быть на 64 больше кода соответствующего управляющего символа.
К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции:
Succ(x) — возвращает следующий символ;
Pred(x) — возвращает предыдущий символ;
Ord(x) — возвращает значение кода символа;
Chr(x) — возвращает значение символа по его коду;
UpCase(x) — переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр.
Для плодотворной работы с символьным типом рекомендую пользоваться таблицей ASCII.
Строковый тип
Строка в Паскале представляет собой последовательность символов заключенных в апострофы, и обозначается словом String. Число символов (длина строки) должно не превышать 255. Если длину строки не указывать, то она автоматически определиться в 255 символов. Общий вид объявления строковой переменной выглядит так:
Каждый символ в строке имеет свой индекс (номер). Индекс первого байта – 0, но в нем храниться не первый символ, а длина всей строки, из чего следует, что переменная этого типа будет занимать на 1 байт больше числа переменных в ней. Номер первого символа – 1, например, если мы имеем строку S=‘stroka’, то S[1]=s;. В одном из следующих уроков строковый тип данных будет рассмотрен подробнее.
Перечисляемый тип данных
Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми.
Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday);
Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var:
Var A: (Monday, Tuesday);
К данному типу применимы операции отношения, при этом заранее определенно, что Monday = .. ;
В этом уроке речь пойдёт о переменных в языке Pascal. Давайте попробуем на образах понять, что же такое переменная.
Переменная представляет собой «ящик», в который мы можем что-то положить, что-то заменить и что-то удалить, и у этого ящика есть какой-то размер, получается в него может поместится далеко не всё.
Мы можем что-то достать из ящика и показать это, потом положить обратно.
Получается — переменная своеобразный ящик, с которым можно работать.
Насчёт содержимого ящика: в зависимости от типа ящика, можно положить в него различные предметы.
Так же и с переменными в Pascal: им задаётся специальный тип, благодаря которому в переменную можно положить ( записать ), например числа, или строковые значения.
Отличие языка Паскаль от других в том, что этот язык дисциплинирует программиста, в Паскаль всё строго — все типы переменных должны соответствовать их содержимому. О типах переменных мы с Вами поговорим в следующем уроке.
Если давать определение как в умных книжках, то
Переменная — содержит в себе адрес области ( ячейки ) памяти, которая выделяется в момент компиляции ( запуска ) программы, и при помощи переменной мы можем получить «доступ» к той области ( ячейки ) памяти и выполнить какие-то действия с данными, которые там находятся.
Поскольку область памяти выделяется в момент запуска программы, то в этой области памяти может что-то находится, поэтому опытные программисты всегда советуют после объявления переменной очищать её.
Все переменные в языке Паскаль ( Pascal — как Вам удобнее ) должны быть объявлены в разделе — var.
До этого мы говорили о структуре Паскаль, и там мы упоминали об этом разделе.
Поскольку язык Паскаль — строгий язык, то и объявление переменных должно быть соблюдено верно.
Мы должны сначала написать слово — var — это зарезервированное слово — поэтому его можно использовать только в объявлении переменных.
После слова var мы можем объявлять переменные, что мы имеем в виду под словом объявлять — в программе в разделе var, если он есть в программе, будут считываться все переменные и их типы, после в памяти будут выделены ячейки с определёнными типами, и нашим переменным будут присвоены адресы к этим ячейкам ( областям ) памяти, после чего в них можно будет записывать именно те данные, которые будут соответствовать типу переменных.
И так, насчёт объявления переменных, пишем var, после перечисляем названия переменных на английском языке через запятую, после последней переменной ставится двоеточие и пишется тип этих переменных. Вот пример: